Неравенство и пенсионирование

Мы все живем за чертой бедности.

Только с разных сторон.

А.Туссейн.

 

И чем дальше одни отстоят от других, тем выше экономическое неравенство граждан в стране. Специалисты и эксперты серьезно озабочены этой проблемой. Так, в статье «Нечестная экономика» (журнал «В мире науки», № 1 за 2019 г.) Нобелевский лауреат по экономике Д.Стиглиц, анализируя неравенство в США, отмечает, что «выходцы из бедных слоев населения никогда не смогут получить образование, позволяющее им реализовать свой потенциал».

В том же номере нейробиолог Р.Сапольски объясняет, как «жизнь в обществе с большим разрывом между богатыми и бедными создает постоянный социальный и психологический стресс».

Во многих исследованиях показано, как неравенство подтачивает организм разными путями, влияя на мозг, именную систему и ДНК.

Не все ладно с неравенством и в нашей стране. В целом по Российской Федерации, по данным Минтруда, соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей зарплатой пятнадцатикратно. В неформальном секторе отличие в 26 раз. Имущественное неравенство между богатыми и бедными – в сто и более раз. Серьезный разрыв наблюдается и в ежегодном (2018 г.) рейтинге российских регионов по качеству жизни. У Москвы – 77,3 балла, самый богатый регион. У Тувы – 16,2, самый бедный.

Совсем скоро нас ждет еще один вид неравенства. «Развитие информационных технологий приведет к ощутимому сокращению возможностей для трудоустройства даже для высококвалифицированных профессионалов во многих отраслях» (М.Форд, «Роботы наступают»). Экономисту У.Беннису принадлежит характерная шутка: «На заводе будущего всего два работника, – человек и собака. Человек нужен для кормления собаки; собака – затем, чтобы не давать человеку прикасаться к оборудованию».

Уже сегодня высокие зарплаты за по-настоящему творческую работу и инновационную деятельность получают относительно немного людей. М.Форд советует с должным вниманием отнестись к последствиям бурного развития информационных технологий и постараться приспособиться к ним.

Все вышеперечисленные неприятности меня интересуют с точки зрения их влияния на пенсионирование. Устрашающее неравенство накладывает значительные ограничения как на применение пенсионного страхования, так и накопительных пенсионных систем. «По сути, пенсионная система в России давно перестала быть страховой и частично превратилась в пособие за счет бюджета», считает пенсионный гуру Ю.Воронин. Ведущие экономисты предполагают: совсем скоро нам придется забыть о том, что работники – источники средств для поддержки пенсионеров и финансирования социальных программ. Таким источником вскоре станет вся экономика страны в целом. «Мы приспособились к Первому веку машин посредством революции в образовании и социальных пособиях. Второй век машин требует не менее решительных мер. Таких мер, как сокращение рабочей недели и введение универсального базового дохода», пишет Р.Брегман в международном бестселлере «Утопия для реалистов».

Автор считает, что молодые, начинающие сегодня трудовую карьеру, вполне могут проработать до восьмидесятилетнего возраста. Для этого им надо работать не по 40 часов в неделю, а по 30 или даже по 20. «Сокращая рабочую неделю, – отмечает Брегман, – шаг за шагом меняя деньги на время, мы вкладываем больше денег в образование и развиваем более гибкую пенсионную систему. Не случайно в странах с самыми короткими неделями самый большой  социальный капитал».

Относительно базового дохода, – он успешно используется в большинстве стран как эффективное средство борьбы с бедностью. Так почему бы его не использовать при создании устойчивой системы пенсионного обеспечения?

Этой статьей мы начинаем на страницах журнала дискуссию о будущем пенсионной системы страны. Сегодняшняя молодежь должна быть уверена в том, что отечественная пенсионная система сможет противостоять негативным факторам, представленным в статье. Поэтому ее обсуждение представляется нам весьма актуальным. Ждем ваших отзывов и предложений.

 

pensionobserver.ru