Дорога жизни к морю не ведет

На пожилых россиян приходится 7,4% потока внутрироссийской миграции, однако для большинства из них такой переезд обусловлен семейными обстоятельствами, а не желанием сменить место жительства. Основные направления миграции пенсионеров в относительно молодом возрасте (50–60 лет) — с севера на юг, для более старших возрастов — южные и центральные районы, Урал и Сибирь.

Ежегодно около 200 тыс. пожилых россиян (7,4% от всех переезжающих) могут мигрировать в другой регион, однако для большинства из них этот переезд скорее вынужденный, чем добровольный. Такие выводы можно сделать из исследования демографов Высшей школы экономики «Миграция пожилых в России». Основой работы стали данные переписи 2010 года, однако с учетом роста числа пожилых в стране в целом (с 20% до 23% за последние 12 лет) можно предположить, что число переезжающих скорее выросло, чем сократилось.

По данным исследования, для пожилых россиян характерны два типа миграции — меж- и внутрирегиональный. Пик для первого (три человека на 1 тыс. человек населения) приходится на предпенсионный возраст, достигая максимума в 55–56 лет, второй тип набирает силу в 73–74 года (четыре человека на 1 тыс. населения) и продолжается вплоть до 85–90 лет (шесть человек на 1 тыс. населения). Таким образом, в миграции пожилых участвуют две группы россиян с различными целями. Относительно молодые люди в возрасте от 60 до 74 лет перемещаются в поиске благоприятных природных условий после выхода на пенсию в своем регионе. Мобильность населения 75 лет и старше часто связана с трагическими событиями (серьезной болезнью либо смертью одного из супругов) и неспособностью дальше жить самостоятельно. Если мигранты из первой группы — это в основном жители северных регионов, которые имеют право на увеличенную пенсию из-за условий работы, то представители второй распределяются по российским регионам более равномерно.

Максимальная убыль пожилых в расчете на 1 тыс. населения была зафиксирована для регионов с суровыми климатическими условиями, досрочным выходом на пенсию и высокими доходами трудоспособного населения — Чукотского АО, Магаданской, Мурманской областей, Якутии и Камчатского края.

Центрами притяжения для возрастных мигрантов, в свою очередь, становятся Ленинградская, Белгородская, Псковская области, иначе говоря, регионы с развитой системой социальных гарантий для пенсионеров, а также Адыгея и Краснодарский край. Их равная привлекательность для пенсионеров, отмечают авторы работы, по-видимому, обусловлена более низкими ценами на жилье в Адыгее и характерной для региона сравнительно меньшей конкуренцией с другими мигрантами. Если для 60–74-летних привлекательны теплые южные и благополучные центральные регионы, Предкавказье и Поволжье, то после 75 лет к традиционным центрам добавляются регионы Южного Урала и Сибири. Москва и Санкт-Петербург относятся к регионам с низкой интенсивностью миграции пожилых в целом из-за значительных социальных льгот для местных пенсионеров. Однако, по мнению авторов работы, можно предположить, что столичные пенсионеры все больше мигрируют сезонно. Это косвенно подтверждает численность дачных участков в радиусе 500 км вокруг этих городов.

Анастасия Мануйлова

kommersant.ru