АКРА информирует

Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен стабильными показателями бюджетной дисциплины, достаточной ликвидностью бюджета, аграрной спецификой региональной экономики, необходимостью рефинансирования значительного объема краткосрочного долга и потенциальным ростом долговой нагрузки.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с пятью регионами. В Регионе проживает немногим менее 1% населения РФ. По данным уточненного прогноза социально-экономического развития Региона, ВРП в 2016 году составил 358 млрд руб. (приблизительно 0,5% совокупного ВРП регионов РФ). Экономика Региона имеет аграрную направленность: до трети ВРП формирует сектор АПК (в части сельского хозяйства и пищевой промышленности).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Относительно невысокий уровень развития экономики определяется ее аграрной направленностью. Сельское хозяйство (преимущественно растениеводство) составляет до четверти ВРП (Тамбовская область занимает четвертое место среди областей, входящих в состав ЦФО, по объему произведенной продукции сельского хозяйства в денежном выражении), а основой промышленного производства является пищевая промышленность (обеспечивает до половины его объема). Развитие Области сдерживается возможностями предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, произведенной на ее территории, что, однако, будет постепенно нивелироваться по мере роста мощностей перерабатывающих производств и углубления передела сырья.

Стабильные показатели бюджетной дисциплины с высокой долей капитальных расходов. При среднем уровне самодостаточности бюджета показатели бюджетной дисциплины демонстрируют высокий уровень капитальных расходов, который, однако, постепенно снижается (с 31% в 2014 году до 21% в 2017-м). Обязательные расходы бюджета (в среднем 61% в период с 2014-го по 2017-й) не создают негативного давления на операционный баланс Региона, но постепенно возрастают. Налоговые поступления в бюджет Области признаются хорошо диверсифицированными с точки зрения отдельных налогоплательщиков — доля десяти крупнейших налогоплательщиков не превышает 21% налоговых поступлений с 2014 по 2016 год. При этом АКРА отмечает риски для бюджета Области, связанные с концентрацией налоговой базы в смежных отраслях — сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет порядка 30%, в налоговых доходах бюджета — 15%. Дальнейший рост поступлений будет коррелировать с динамикой заработных плат и увеличением глубины переработки сельскохозяйственной продукции.

Перспективы снижения рисков рефинансирования при нарастании долговой нагрузки. Возможное получение Областью в 2017 году бюджетных кредитов и заключение в указанном году долгосрочных соглашений с банками снижают потенциальные риски рефинансирования долга Региона. Однако, по мнению АКРА, Регион будет вынужден нарастить объем долга по сравнению с показателями, запланированными в текущий момент на 2018–2019 годы. Тем не менее в прогнозируемом периоде соотношение долга и операционного баланса Области останется на безопасном уровне (не более 2х по итогам 2019 года), а объем расходов на обслуживание долга не превысит 20% операционного баланса.

Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца преимущественно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, закрываемых за счет предоставляемых Управлением Федерального казначейства (УФК) краткосрочных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта, и банковских кредитных линий.

Ключевые допущения

  • использование краткосрочных кредитов УФК для целей финансирования кассовых разрывов;
  • финансирование дефицита бюджета Региона за счет рыночных долговых инструментов;
  • улучшение структуры долга Области с точки зрения сроков его погашения;
  • сохранение доли обязательных расходов Региона в пределах 65% расходов бюджета;
  • получение Регионом в 2017 году объема трансфертов на уровне не ниже 2016 года;
  • высокие темпы роста ВРП Области.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • положительный экономический и налоговый эффект от роста доли производств с высокой добавленной стоимостью;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области;
  • существенное снижение уровня капитальных расходов бюджета;
  • рост безработицы в Регионе.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75); срок погашения — 20.09.2023,
объем эмиссии — 1,6 млрд руб. — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8); срок погашения — 12.07.2024,
объем эмиссии — 3,5 млрд руб. — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18); срок погашения — 05.12.2025,
объем эмиссии — 3 млрд руб. — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области был опубликован АКРА 03.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (21.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Тамбовской области был опубликован АКРА: 11.07.2017 — RU000A0JXVH8, 14.07.2017 — RU000A0JWT75, 13.12.2017 — RU000A0ZYJ18. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (21.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

 

Ваш Пенсионный Брокер