ВТБ не станет выкупать все облигации РЖД на 100 млрд рублей

Сорок млрд руб. пенсионных средств, которые ВЭБ потратит на выкуп облигаций РЖД, пойдут на расширение восточной части БАМа, строительство подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, рассказали источник, близкий к монополии, и федеральный чиновник. Общая стоимость проектов – 39,8 млрд руб. Из них на расширение БАМа планируется 7,5 млрд руб., на подходы к портам Северо-Запада – 22 млрд руб., Азово-Черноморского бассейна – 10,3 млрд руб.

В ноябре 2014 г. правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2015 г. на уровне 414 млрд руб. Из них 100 млрд руб. монополия собиралась получить в ВЭБе. Но банк не мог выделить эти деньги из-за моратория на использование накопительной части пенсий.

Предполагалось, что вместо ВЭБа эти деньги РЖД предоставит ВТБ, который получил их из фонда национального благосостояния (ФНБ). Правительство еще в начале года одобрило выделение 60 млрд руб. для РЖД из ВТБ на закупку локомотивов. Но против выделения оставшихся 40 млрд руб. из ВТБ выступил Минфин, говорит один из собеседников «Ведомостей». Тогда было решено вернуться к идее получения пенсионных средств у ВЭБа. Правительство в марте отменило мораторий. Премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил это решение необходимостью иметь внутренний источник длинных денег с учетом закрытых рынков иностранной финансовой ликвидности. Пенсионный фонд России (ПФР) в марте передал в ВЭБ (управляет средствами государственного пенсионного фонда) средства пенсионных накоплений за 2013 г. на сумму 140 млрд руб. На прошлой неделе наблюдательный совет ВЭБа решил направить 60 млрд руб. из них на выкуп облигаций российских компаний (см. врез), в том числе 40 млрд руб. на выкуп облигаций РЖД. Но на что пойдут эти деньги, банк и РЖД тогда не сообщили.

Представители РЖД и ВТБ от комментариев отказались. Представитель ВЭБа переадресовал вопрос к монополии. Представитель Минфина на вопросы не ответил.

При этом у ВТБ возникли сложности с выкупом его части облигаций: средства ФНБ до конца I квартала должны были храниться в облигациях федерального займа, а профинансировать закупку локомотивов нужно было раньше, говорят два собеседника «Ведомостей». В итоге ВТБ в конце февраля выдал кредиты производителям локомотивов («Синаре» и «Трансмашхолдингу»), которые они должны вернуть за счет оплаты техники со стороны РЖД (после получения денег от ВТБ). В начале апреля банк выкупил облигации на 30 млрд руб.

ВЭБ не мог профинансировать инвестпрограмму монополии, выкупив ее облигации, из-за моратория на накопительную часть пенсии.

Занимает РЖД и у негосударственных пенсионных фондов (они получили 520 млрд руб. пенсионных накоплений из ПФР): на прошлой неделе РЖД привлекла у них более 20 млрд руб. (всего облигаций было размещено на 30 млрд руб.).

Весной президент РЖД Владимир Якунин предлагал использовать средства пенсионных накоплений для финансирования инфраструктурных проектов. Минфин идею поддержал: заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил, что министерство предлагает обязать все НПФ вкладывать не менее 50% поступающих средств в инфраструктурные облигации

 

Милана Челпанова

vedomosti.ru