Пенсионный капкан

Успешной реализации образовательной реформы мешает низкий уровень пенсий у педагогов.
Об этом заявил в минувшую пятницу, выступая перед депутатами Государственной думы,
министр образования Андрей Фурсенко. «Многие учителя пенсионного возраста не уходят
из школ из-за низких пенсий, а молодежь не приходит в школы не только в связи
с низкой зарплатой, но и потому, что все места заняты и в большинстве школ молодые
кадры не ждут», — сказал он.

Министр отметил, что бюджетные ассигнования в образование постоянно растут, однако
«само по себе увеличение финансирования не приводит к кардинальному изменению
в этой сфере». «Сам по себе дальнейший рост заработной платы в образовании без
проведения необходимых структурных изменений только увеличит социальный разрыв
между работающими пенсионерами и молодыми педагогами и не улучшит качество», —
считает г-н Фурсенко. Министр решил проиллюстрировать свой доклад цифрами. За
последние пять лет, по его словам, количество российских школьников уменьшилось
на 25%, то есть почти на 5 млн человек, однако число учителей практически не сократилось.
Сейчас один педагог приходится менее чем на десять учеников, тогда как в европейских
странах — один на 15 детей.

Судя по всему, министерство было бы заинтересовано в сокращении преподавательских
кадров в школе до показателя 1 учитель на 25 учеников. Когда в конце прошлого
года правительство рассчитывало доплаты за классное руководство в рамках национального
проекта по образованию, было решено, что тысяча рублей прибавится к доходам сельских
учителей из расчета 14 человек в классе и городских — из расчета не менее 25
учащихся.

Однако едва ли правительство в обозримом будущем решится на столь непопулярные
меры. Видимо, осознавая тот факт, что существенные изменения в системе пенсионного
обеспечения сейчас невозможны, Андрей Фурсенко предлагает хотя бы создать эффективную
систему переподготовки имеющихся кадров и таким образом бороться с застоем в средней
школе. А кроме того, активнее вовлекать преподавателей в федеральные и региональные
образовательные конкурсы, чтобы можно было по их результатам точечно повышать
благосостояние лучших педагогов. Другим примером точечного подхода, видимо, может
считаться готовящийся в министерстве законопроект о дополнительном материальном
обеспечении педагогов, получивших звание народного учителя.

 

 

Кирилл ВАСИЛЕНКО