Уровень пенсионного обеспечения

Тариф страховых взносов работодателей от фонда заработной платы в Пенсионный
фонд оказывает большое влияние на стабильность уровня пенсионного обеспечения.
В связи с рыночными преобразованиями и введением распределительно-накопительной
системы вопросы реформирования централизованно-распределительной системы пенсионного
обеспечения нуждаются в отдельном рассмотрении. Прежде всего речь идет о законодательном
«превращении» в 2001 г. социальных страховых взносов от фонда заработной платы
на пенсионное, медицинское и социальное страхование в так называемый единый социальный
налог. В связи с этим важно отметить, что по Закону о едином социальном налоге,
кроме подоходного налога (12%) из начисленной заработной платы высчитывается еще
1 % на социальные нужды, которым этот Закон «компенсирует» отмену 1, 5% страховых
взносов на формирование фонда занятости, предназначенных Законом РФ от 19 апреля
1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального
закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) для социальной защиты безработных — на пособия
по безработице. Таким образом, вся система социального страхования указанным Законом
N 70 была превращена в систему государственного налогообложения, интегрированную
в общий поток сложной структуры налогообложения. Недостаточно ясным также остается
вопрос о сэкономленных работодателем 9, 6% от размеров фонда заработной платы,
поскольку страховые взносы уменьшились с 35, 6 до 26, 0%. По логике вещей, эти
9, 6% должны переместиться в начисляемую для выдачи на руки работника часть заработной
платы. Но согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70 9, 6% фонда заработной
платы фактически исчезло из этого фонда, увеличив прибыль работодателя. Поэтому
указанный Закон сокращает не только поступления взносов в Пенсионный фонд, т.е.
в бюджет, но и заработную плату почти на 10%, поскольку в Законе отсутствует пункт
о соответствующем увеличении начисляемой работнику заработной платы. Федеральный
закон от 20 июля 2004 г.развивает смешанную распределительно-накопительную систему
пенсионного обеспечения, соответственно, делит работников на две группы:

лица 1966 г. рождения и старше, страховые взносы которых направляются на финансирование
страховой и базовой частей пенсии;

лица 1967 г. рождения и моложе, страховые взносы которых идут на финансирование
трех частей их будущих пенсий: базовую, страховую и накопительную. Базовая и страховая
части поступают в бюджет, а накопительная до наступления пенсионного возраста
накапливается на персональных счетах специально открываемых для каждого работника
1967 г. рождения и моложе.

www.ibk.ru