НПФ «Открытие»: 68% респондентов стали выбирать продукцию отечественных брендов, потому что хотят поддержать местные компании

Последние полтора года сильно повлияли на финансовые привычки и принципы потребления граждан. НПФ «Открытие» (дочерняя компания банка «Открытие», входит в группу ВТБ) провел исследование1 среди россиян на актуальную тему изменения потребительского поведения в связи с уходом ряда компаний с российского рынка и замены привычных брендов на товары отечественного и иностранного производства.

Для оценки финансовых возможностей российских семей респондентам был задан вопрос о том, как изменился уровень их дохода за последние полтора года.  У половины (51%) доход сохранился на прежнем уровне, снизился у 30% респондентов, а почти пятая часть опрошенных ответила, что семейный доход вырос. При этом, наибольший процент снижения уровня доходов отмечен в Московском регионе – 36%, далее следует Краснодарский край – 33%, а на третьем месте по снижению стоит Свердловская область – 32%.

Если говорить о расходах, то увеличились они у 62% опрошенных семей, и только у четверти остались на прежнем уровне, при этом 13% ответили, что их расходы сократились.  Ожидаемо, что снижение расходов произошло у тех респондентов, у которых снизились и доходы: у 64% респондентов, сокративших расходы, снизился уровень доходов за последние полтора года.

Для большинства респондентов (70%) рост цен на основные продукты, товары и услуги стал заметен – он показался им большим, чем ранее. Среди тех, кто отметил ускоренный рост цен на основные продукты, товары и услуги, 39% составляют респонденты, чей уровень дохода семьи снизился за последние полтора года, а также среди них 45% тех, чей уровень дохода не изменился. Топ-3 региона, жители которых отметили быстрый рост цен, – Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Бурятия и Ростовская область.

Изменение ситуации и материальных возможностей россиян повлекли за собой и другую закономерную статистику. Как же поменялось потребительское поведение и привычки, учитывая изменившуюся динамику доходов и расходов?

Больше половины респондентов отметили, что стали больше внимания обращать на стоимость и чаще пользоваться акциями и скидками. 39% опрошенных включили дополнительный контроль и отказались от «эмоциональных» покупок.  Почти треть (29%) респондентов стали делать покупки в более бюджетных магазинах и еще 23% перешли на более дешевые бренды. При этом 18% респондентов не изменили своего поведения и привычек, а 11% опрошенных стали тратить больше, закупая впрок.

За последние полтора года многие зарубежные бренды покинули российский рынок. Превалирующее большинство россиян (70%) отметили, что покупали товары и пользовались услугами ушедших компаний. Однако подавляющее число опрошенных смогли адаптироваться к уходу привычных иностранных брендов, найдя замену среди оставшихся иностранных аналогов или продукции местных производителей2:

  • 43% респондентов заменили ушедшие иностранные бренды продукцией других брендов;
  • 33% респондентов ответили, что уход иностранных брендов никак не повлиял на их поведение, как потребителя;
  • 23% отпрошенных стали чаще покупать продукцию брендов местного производства;
  • 5% респондентов ответили, что все иностранные бренды, которыми они пользовались, остались на российском рынке.

Исходя из результатов опроса, с точки зрения развития бизнеса интерес для российских компаний может представлять стремление населения отдавать предпочтение продукции отечественных брендов. Так, большое число респондентов (68%) ответили, что выбирают продукцию отечественных брендов потому, что хотят поддержать местных производителей. Четверть опрошенных не смогли найти аналоги ушедших иностранных брендов, поэтому перешли на продукцию отечественного производства, а 21% опрошенных всегда пользовались продукцией местных брендов.

Сложнозаменяемыми товарами для респондентов оказались лекарства – 46%, товары категории авто и мото – 43%, одежда, обувь и аксессуары – 33%, косметика, уходовые и гигиенические средства – 29%. Одна пятая часть опрошенных ответили, что им сложно подобрать аналоги кормам для животных, а также 12% ответили, что не находят замену лекарствам для животных. 13% респондентов назвали сложно заменимой категорией одежду и обувь для детей, еще 9% не находят замену другим детским товарам2.

В целом можно отметить, что россияне смогли адаптироваться к новым условиям и скорректировать свои принципы поведения в части потребления товаров и услуг. К меняющимся внешним условиям адаптируются и компании, чтобы предоставить потребителям новые лучшие товары, услуги и сервис.

Так, в августе текущего года НПФ «Открытие» запустил для своих клиентов новый онлайн-инструмент – веб-приложение (PWA) Личного кабинета, которое заменяет собой традиционное мобильное приложение и не требует скачивания из западных магазинов приложений, в которых действуют ограничения для ряда российских компаний.

PWA (progressive web application) – это технология в веб-разработке, которая визуально и функционально трансформирует сайт или любой другой веб-ресурс в мобильное приложение в браузере. Для клиентов Фонда PWA выглядит как привычное мобильное приложение: та же иконка на рабочем столе, та же возможность входа по биометрии (изображение лица или отпечаток пальца). И вместе с этим имеет целый ряд существенных преимуществ, ведь веб-приложение значительно меньше обычного мобильного приложения, размер скачиваемого на телефон файла – менее 1 МБ. Поэтому такие приложения легко устанавливаются даже на модели телефонов с небольшой памятью, быстро загружают страницы и хорошо работают при низкой скорости интернет.

 

1 Опрос проводился во 2 квартале 2023 года среди мужчин и женщин в возрасте 30-60 лет.

2 Вопрос предполагал множественный вариант ответа.

 

Ваш Пенсионный Брокер