Исследование НПФ «Открытие»: за последний год россияне стали чаще пользоваться интернетом и больше читать новости – так ответили более половины респондентов опроса, проведенного Фондом. Больше трети респондентов (39%) отказались от использования недоступных в России медиаресурсов и соцсетей.
Изменения, произошедшие в 2022 году, повлекли за собой трансформацию многих сфер жизни общества, экономики и потребительских предпочтений в частности. В связи с чем НПФ «Открытие» ((дочерняя компания банка «Открытие», входит в группу ВТБ) решил провести исследование1 на тему изменения поведения людей в медиапространстве.
Так, по результатам проведенного опроса за последний год россияне стали чаще пользоваться интернетом – такую особенность отметили больше половины респондентов (57%). Почти треть респондентов (31%) стали реже смотреть ТВ и еще 14% стали реже слушать радио. Вообще не слушают радио 53% опрошенных, и 23% не смотрят ТВ. Не изменилось отношение к информационным и развлекательным СМИ2 только у трети респондентов.
Если говорить о тенденциях пользования интернет-ресурсами, то основные интересы россиян в интернет пространстве сконцентрированы вокруг социальных сетей, видео-контента, мессенджеров, игр, электронной коммерции (в том числе онлайн-шоппинга) и электронных библиотек. При этом подавляющее большинство респондентов пользуются интернет-ресурсами для получения информации и контента.
Так, например, самыми популярными источниками новостей для респондентов2 являются онлайн-СМИ (читают 55% опрошенных) и телеграм-каналы (читают 52% опрошенных). Наименее популярными источниками являются радио (11%) и бумажные газеты (6%). И только 4% респондентов вообще не интересуются новостями и не получают такую информацию ни из каких источников. Каждый пятый россиянин предпочитает узнавать новости от друзей, родных и коллег – согласно распространенному мнению психологов, это помогает снизить эмоциональную нагрузку и вовлеченность в напряженную повестку.
Насколько пристально респонденты следят за новостной повесткой? Почти половина (45%) опрошенных проверяют новостные сводки несколько раз в день, каждый пятый – проверяет новости один раз в день. Больше четверти респондентов (28%) ответили, что могут не проверять новости по нескольку дней. Небольшие доли респондентов (4% и 3% соответственно) мониторят новости каждый час и читают новости только по будням.
Относительно высокий уровень проявления интереса к новостям у 88% респондентов вызван тем, что им важно знать, что происходит в стране и мире. Четверть респондентов следят за новостями, чтобы иметь возможность спрогнозировать будущее, такой же процент респондентов переживают за семью, родных и близких. 18% опрошенных ответили, что регулярный мониторинг новостей вызван привычкой, а 16% респондентов ответили, что наблюдение за новостями связно с их работой2.
Результаты опроса также позволили разделить мнения респондентов по гендерному признаку для того, чтобы определить, отличаются ли варианты ответов. Так, мужчины в 2 раза чаще женщин интересуются новостями, в свою очередь женщины в 2 раза чаще мужчин предпочитают читать новости в бумажных газетах и журналах. А для мужчин наиболее приоритетными источниками новостей являются видеохостинги (61%) и радио (59%). Однако есть позиция, по которой мнения респондентов-мужчин и респондентов-женщин совпали, – почти одинаково распределились пропорции между мужчинами и женщинами, узнающими новости в телеграм-каналах, онлайн-СМИ или ТВ2.
Почти 80% опрошенных пользуются онлайн кинотеатрами. На втором месте идут музыкальные онлайн сервисы. Интересно, что женщины почти в 2 раза чаще мужчин пользуются онлайн библиотеками для чтения книг (63% против 37%), а мужчины в 2 раза чаще женщин играют в онлайн игры (71% против 29%)2.
Наиболее популярные медиаресурсы и соцсети, ушедшие с российского рынка, – Facebook3 или Instagram3, Spotify, Netflix. Какая ситуация сложилась после их отключения?
Больше трети опрошенных респондентов (39%) отказались от использования недоступными в России медиаресурсами и соцсетями. Еще треть респондентов продолжает пользоваться медиаресурсами и соцсетями вопреки ограничениям.
В прошлом году также остро встала проблема с мобильными приложениями – плеймаркеты Appstore и GooglePlay удалили многие используемые россиянами приложения. Среди 40% опрошенных, прекративших пользоваться приложениями, после их удаления из плеймаркета, 91% респондентов полностью отказался от их использования, без поиска альтернативных вариантов. Каждый десятый опрошенный скачал аналоговую версию из официального магазина и 6% респондентов установили веб-версию приложения (PWA)2.
Отдельный блок вопросов исследования был посвящен финансовой теме, а именно способам оплаты. После ухода Visa и Mastercard, а также введенных в марте 2022 года ограничений на использование Apple pay и Google pay, с «оплатой телефонами» возникли трудности.
Возникшая ситуация не испугала респондентов и не вызвала особых трудностей – превалирующее большинство респондентов (62%) продолжают пользоваться пластиковыми картами, 36% респондентов оплачивают покупки через СБП. 29% респондентов оплачивают покупки по QR-коду. Каждый пятый респондент совершал оплату через Mir Pay и другие NFC-сервисы, каждый десятый – перешел на расчет наличными деньгами, а 6% респондентов продолжают пользоваться бесконтактной оплатой по NFC через СБП. Треть респондентов ответили, что всегда расплачивались либо наличными деньгами, либо картой – на их поведении ситуация никак не отразилась2.
Анализируя результаты ответов на вопрос о предпочитаемых респондентами способах оплаты в разбивке по возрастным группам, самым популярным способом оплаты в каждой группе является оплата пластиковыми картами, наличными деньгами чаще пользуются респонденты до 30 лет, а меньше других групп совершают оплату по QR-коду респонденты старше 55 лет, однако в этой группе самый высокий процент оплаты через СБП.
В случае выезда россиян заграницу, больше половины респондентов (52%) предпочитают пользоваться наличными деньгами, из них 15% стараются оплатить все онлайн заранее.
Каждый десятый опрошенный ответил, что в случае выезда за рубеж, планирует пользоваться ушедшими из России платежными системами (Visa или Mastercard) с помощью банковских карт, выпущенных иностранными банками-эмитентами. Картой UnionPay пользуется только 4% опрошенных.
1 Опрос проводился в марте 2023 года среди мужчин и женщин в возрасте 30-55 лет.
2 На вопрос предлагался множественный вариант ответа.
3 Facebook и Instagram – проекты Meta Platform Inc., деятельность которой в России запрещена.
Ваш Пенсионный Брокер