План по минимуму

Минимальный взнос по гарантированному пенсионному плану (ГПП) может составить 1% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). И для того чтобы перевести свои пенсионные накопления в новую систему, нужно всего полгода ежемесячно платить эту сумму в ГПП. Однако поскольку эти средства могут быть переведены в новый фонд, который клиент выбрал для ГПП, то это может привести к глобальному переделу рынка. И, как отмечают эксперты, среди проигравших могут опять оказаться клиенты фондов.

Минфин привяжет минимальный взнос в систему ГПП к МРОТ, следует из позиции министерства по поводу предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения концепции законопроекта о ГПП. Результаты обсуждения были опубликованы 25 декабря. Взнос будет составлять 1% от МРОТ, говорится в ответе Минфина на предложение Ассоциации НПФ (АНПФ). Ассоциация предлагала ограничить взнос либо 1% от заработной платы работника, либо абсолютной цифрой в размере 350 руб. В 2019 году МРОТ составил 11,3 тыс. руб., в следующем году достигнет 12,1 тыс. руб. Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью РБК говорил, что минимальный взнос будет установлен, возможно, «в размере 100 руб.».

В Минфине подтвердили, что в текущей версии законопроекта «величина минимального взноса в ГПП будет плавающей и зависеть от МРОТ». В ЦБ указали, что совместно с Минфином продолжат «работу по подготовке текста законопроекта по ГПП».

Гарантированный пенсионный план — стандартизированная пенсионная схема в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), в которую можно будет трансформировать накопления граждан, сформированные в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС; см. “Ъ” от 30 октября). Согласно концепции законопроекта, передать ОПС взносом в ГПП граждане вправе по истечении шестимесячного срока с начала уплаты самостоятельных взносов. Исходя из нынешнего МРОТ, гражданину для этого будет достаточно уплатить 679 руб. в течение полугода (или даже приостановить навечно уплату взносов после первого платежа; см. справку). При этом средства ОПС будут переведены в тот НПФ, где гражданин формирует ГПП, после соответствующего фиксинга в его прошлом страховщике.

В АНПФ, согласно опубликованному документу, опасаются, что в ряде случаев участие граждан в ГПП может «носить формальный характер». Получается, что любое заинтересованное лицо, прежде всего работодатель или агент НПФ, может профинансировать этот первоначальный платеж. В результате у него появляется возможность перевести ОПС гражданина в ГПП, но уже в новом фонде, что может привести к переделу рынку, полагают в СРО. Ту же угрозу видит компания ЛУКОЙЛ. Гендиректор одного из НПФ также отмечал, что такая возможность существует, например, в отношении работодателя, сотрудничающего с конкретным частным фондом. «Поскольку роль в ГПП работодателя велика, то можно, таким образом, например, уплатив за работника взносы, а по получении права на перевод средств из ОПС и приостановив их по истечении полугода, перевести пенсионные накопления в соответствующий НПФ»,— говорил он.

Возможное серьезное влияние работодателя на выбор служащего фонда в рамках ГПП, даже несмотря на систему анонимности, обеспеченную пенсионным оператором (см. “Ъ” от 22 июня 2018 года), также отмечал человек, знакомый с ходом разработки законопроекта. «Учитывая, что ранее многими крупными работодателями были проданы принадлежавшие им фонды с ОПС, в которых пенсионные накопления формировали их сотрудники, теперь они получают шанс вернуть эти деньги в виде ГПП»,— говорит еще один топ-менеджер крупного фонда.

«В рамках представленной системы ГПП закладываются основы для нового перераспределения денег, сформированных в старой системе ОПС»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, пока нельзя ожидать особого интереса к формированию будущей пенсии в рамках ГПП со стороны самих граждан, зато вполне можно ожидать интерес к триллионам рублей, уже имеющимся в системе, со стороны определенных НПФ, их агентов и работодателей. «Небольшие затраты на первоначальные взносы по ГПП с лихвой окупятся интересантам за счет перераспределение в их пользу активов,— отмечает эксперт.— А это значит, что нас может ожидать очередная схватка за клиента, где, как и раньше, этот клиент выступит проигравшей стороной».

 

kommersant.ru