Умные кадры решают все

В связи с повышением пенсионного возраста Минтруд предлагает запустить для пожилых граждан программы профессионального образования «в соответствии с востребованными для экономики навыками и компетенциями» в течение всего переходного периода увеличения возраста (с января 2019 г. по декабрь 2024 г.).

— Что такое искусственный интеллект?

— Блондинка, перекрашенная в брюнетку.

Из анекдотов про армянское радио

 

На программы повышения квалификации для россиян предпенсионного возраста Правительство ежегодно из федерального бюджета будет направлять около 5 млрд. рублей. Нельзя не приветствовать такие намерения, однако жаль, что это очередной паллиатив. Кадровую проблему в стране следует решать, на мой взгляд, комплексно и с младых лет до старости.

Взращиванием кадров из малышни всерьез занимаются в некоторых странах. Например, в технических кружках корпорации «Боинг», бесплатно обучаются более трех тысяч детей. Они учатся не на игрушках, а на реальных вещах. Повзрослев, дети идут на производство, так как уже «больны» авиастроением. Далее они уверенно шагают по карьерной лестнице. Признаюсь, поначалу информация о работе с подростками «Боинга» поразила меня. Поразмыслив, понял, — ноги «ноу-хау» авиастроительного гиганта растут из моего далекого детства. Детства, массового посещения нами разнообразных кружков технического, и не только, творчества.

Левада-Центр недавно провел исследование среди родителей россиян на тему: «кем бы вы хотели видеть ваших детей?». Данные весьма любопытны. Первая пятерка выглядит так: 20% видят своих детей врачами; 15 – юристами (экономистами); 15 – военными; 10 – инженерами; 9 – спортсменами. Учеными, школьными учителями и фермерами в сумме пожелали видеть своих детей всего 10% родителей.

Давайте на минуту задумаемся, а идем ли мы в ногу со временем? Готовы ли мы к происходящему в мире? А в мире бушует четвертая промышленная революция. Революция, «связанная не только с взаимосвязанными машинами и системами с искусственным интеллектом, но и с прорывом в самых различных областях: от расшифровки информации, записанной в человеческих генах, до нанотехнологий; от возобновляемых ресурсов до квантовых вычислений» (К.Шваб, «Четвертая промышленная революция»).

Новые технологии, естественно, воздействуют на рынок труда. Автоматизированы многие профессии, где господствует монотонный и точный ручной труд. В силу увеличения вычислительных мощностей в геометрической прогрессии, в ближайшее время могут быть частично или полностью автоматизированы работы, выполняемые юристами, врачами, бухгалтерами, журналистами и т.д. Специалист по машинному обучению, директор компании Kaggle Э.Голдблум, поведал журналу «Код Шредингера» о том, что совсем скоро каждая вторая специальность уступит место искусственному интеллекту. Автор упомянутой работы «Четвертая промышленная революция» считает, что «низкий риск автоматизации будут иметь профессии, требующие социальных и творческих навыков, связанные с принятием решений в условиях неопределенности, а также с разработкой новаторских идей».

Так, родителям наших детей совсем скоро предстоит переосмыслить выбор будущих профессий нынешних подростков.

К масштабному изменению профессий россиян следует начать готовиться уже сегодня. «Чтобы сохранить конкурентоспособность в современном мире, России необходимо решить фундаментальную задачу по качественному изменению рынка труда и увеличению доли высококвалифицированных профессионалов… Следует осуществить переход от искусственного баланса занятости, существующего сегодня, к балансу компетенций» — отмечается в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного BCG. Рецепт такого перехода «выписал» В.Бутенко, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России: «системный подход к развитию человеческого капитала, программы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами».

От себя добавлю, что, скорее всего, принцип работы по специальности изживет себя. Сегодняшние студенты не знают, будет ли выбранная ими специальность востребована через 4-5 лет. Учиться придется всю жизнь, и уметь адаптироваться к реалиям, усваивая новые навыки и знания.

Уже сегодня в мире ездят на умных автомобилях, живут в умных домах и городах. Создают их разносторонне образованные и умные люди. Почему бы нам, соотечественники, не озадачиться и решить амбициозную и грандиозную проблему, — работать и жить в умной стране?!

 

По материалам Журнала «Пенсионное обозрение»

№2 (38) апрель-июнь 2019 г. » В центре внимания
Иван Заргарян