Правительство берет груз болезней на себя

В правительстве готовы финансировать взносы в ОМС за пенсионеров, студентов и безработных из федерального бюджета. Сейчас лечение этих категорий населения — более 50 млн человек — финансируют регионы. Федеральное финансирование — 500 млрд руб. в год,— которое, очевидно, предполагается получить от пенсионной реформы и увеличения НДС, позволит регионам сократить разницу в стандартах здравоохранения. Это сильный аргумент правительства в дискуссии о будущем социальной сферы — платежи за неработающих являются одной из самых значимых проблем бедных регионов.

Минфин готов профинансировать страховые выплаты по ОМС за неработающее население на федеральном уровне — с таким неожиданным заявлением вчера выступил вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов в Совете федерации. По его словам, правительство готовит нацпроекты во исполнение майского указа президента Владимира Путина, в них будут конкретизированы основные задачи развития страны как федерального уровня, так и регионов. «Мы готовы рассмотреть вопросы о совершенствовании разграничения полномочий между федерацией и регионами. В первую очередь централизовать взносы за нерабочее население на федеральном уровне, в первую очередь по части пенсионеров»,— заявил первый вице-премьер. По его словам, на это ежегодно потребуется около 500 млрд руб., смысл централизации — в том, чтобы «обеспечить баланс между передаваемыми в регионы обязательствами по национальным проектам».

Сейчас взносы в систему ОМС за неработающее население по единому тарифу платят бюджеты регионов — в отличие от занятых, чей тариф финансируется страховыми отчислениями (5,1%) от зарплат. По законодательству к неработающим отнесены дети, пенсионеры, студенты, зарегистрированные безработные, граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми. К той же категории причислены не работающие по трудовому договору и не зарегистрированные в органах занятости — за исключением военнослужащих. Объем неработающего населения рассчитывается как разница между всем населением региона и теми, кто учтен как плательщик в системе учета Пенсионного фонда. Взносы на оплату медуслуг для этой категории могут составлять до 40% бюджета ФОМС — и от 1,3% (Москва) до 10% (Алтайский край) бюджета региона.

Нагрузка в виде необходимости оплачивать здравоохранение для неработающих существенно ограничивала и возможности регионов заниматься чем-либо еще и обеспечивать в стране общие стандарты здравоохранения — региональные составляющие ОМС отличаются от региона к региону. В федеральном фонде ОМС (он собирает взносы и распределяет их в территориальные фонды) на эти цели в 2018 году запланированы расходы в 620 млрд руб., в 2019-м — 670 млрд руб. Предложения Минфина несколько меньше — тем не менее фактически речь идет о том, что федеральные власти вообще снимут с регионов эту нагрузку. Источники такой щедрости центра очевидны — это и средства от повышения НДС с 18% до 20%, и экономия на будущих трансфертах пенсионной системы в силу повышения пенсионного возраста. Фактически идея Антона Силуанова вписывается в главное социальное предложение правительства по пенсионной реформе, которое пока прямо не формулируется: Белый дом предлагает удовлетворить запросы населения на более качественное здравоохранение в обмен на увеличение пенсионного возраста, и в первую очередь это — предложение регионам, а не крупным городам, где продолжительность жизни уже достаточно высока.

Идея оптимизировать платежи за неработающих обсуждалась в правительстве еще несколько лет назад. В качестве радикального варианта реформы Минтруд предлагал переложить платежи на население, но пока достигнута только договоренность начать постепенно сверять базы данных ФОМС, Пенсионного фонда и ФСС, чтобы определить тех, кто работает в тени, имеет доходы и мог бы оплачивать тариф самостоятельно.

Инициатива Минфина, по-видимому, будет развиваться параллельно и с этим, и с другими проектами по «обелению» трудящихся — например, введением для самозанятых специального налогового режима (подробнее см. “Ъ” от 4 мая). Впрочем, даже если эта работа будет успешной, она затронет только малую часть тех, кто не платит в ОМС — в совокупности это более 50 млн человек. Указанная главой Минфина сумма расходов на их лечение вполне позволит покрыть стоимость годового тарифа (в среднем около 3–5 тыс. руб.).

Параметры торга с регионами по бюджету неокончательны. Так, господин Силуанов предложил сохранить действие введенной в 2017 году нормы о централизации одного процентного пункта из региональной части налога на прибыль (см. «Ъ-Онлайн»). Очевидно, к июлю, когда проект бюджета на 2019–2021 годы будет сверстан в общих чертах, появятся и дополнения к формуле «разменов». Пока точно не определена «региональная доля» в нацпроектах, говорить о том, в какой степени может быть решена проблема региональных диспропорций в ОМС, невозможно. Проблемной стороной предложения является новое отклонение от страховых принципов здравоохранения в РФ: федеральная дотация на сотни миллиардов рублей в год вновь отдаляет систему от обеспеченности тарифом ОМС.

Анастасия Мануйлова, Татьяна Гришина, Дмитрий Бутрин

kommersant.ru