«Пенсия не грозит»

Тот факт, что в сфере пенсионного обеспечения необходимы значительные перемены, уже ни у кого не вызывает сомнения. Как и то, что демографические тенденции неизбежно подводят нашу страну (как и большинство других стран) к повышению пенсионного возраста. Вопрос в том, как в порыве грядущих изменений не просто создать приток новых средств в пенсионную отрасль, но и достигнуть конечной цели – обеспечить гражданам достойный уровень жизни в преклонные годы. Проблема в том, что никто, похоже, не торопится решать эту задачу.

Тупик или нет?

Управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам RAEX Алексей Янин презентовал исследование «Будущее пенсионного рынка: найти выход из тупика». Он констатировал замедление темпов прироста рынка пенсионных накоплений и пенсионных резервов. За 2017 год накопления НПФ увеличились на 305,1 млрд рублей (14,3%), резервы – на 87,3 млрд рублей (8%). С каждым годом сокращаются объёмы перетока средств из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Поступление средств на рынок негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в основном обеспечили корпоративные пенсионные программы.

Доходность НПФ в 2017 году продолжила падать, в том числе по причине ряда санаций в банковском секторе. За прошлый год средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений составила 4,1% (в 2016 этот показатель был намного выше – 9,6%). Главный объект для долгосрочного вложения средств со стороны фондов – государственные ценные бумаги.

— Наш прогноз – это инерционный рост на уровне 9% и дальнейшая консолидация отрасли, — резюмировал Алексей Янин.

Позже участники круглого стола попытались сгладить пессимизм доклада, заявив, что 9% — не инерционный, а вполне достойный рост.

Президент СРО АНПФ Сергей Беляков согласился с тем, что сокращение количества игроков в отрасли продолжится, наряду с «огосударствлением» и падением доходности фондов. Справедливости ради он добавил, что схожие тенденции наблюдаются и в других секторах экономики.

— Тупик ли это? Это очень дискуссионный вопрос. Я думаю, к сожалению, не тупик. Почему к сожалению? Если бы это был тупик, можно было бы с этим аргументом выходить на диалог с вменяемыми руководителями Правительства, руководителями социального блока, теперь вменяемыми, и финансово-экономического блока, и с очень адекватным руководством Центрального банка. Но, я боюсь, что это не тупик, это понимание трендов и сознательное движение в эту сторону, — сказал Сергей Беляков.

Президент АНПФ ожидает, что тренды развития рынка в 2018 году станут ещё более выраженными.

По мнению Сергея Белякова, функцию притока денег через агентов – НПФ – система выполняет. А вот о главной задаче – обеспечении достойной пенсии гражданам «как-то забыли», добавил он. Причину Беляков видит в изъянах государственной политики.

Право голоса

Модератор круглого стола, президент RAEX Дмитрий Гришанков предложил присутствовавшим представителям негосударственных пенсионных фондов принять участие в интерактивном голосовании. «Какова вероятность реализации сценария тотальной консолидации рынка НПФ в рамках четырех-шести крупных фондов в перспективе двух-трёх лет?» — так звучал первый вопрос. 38% проголосовавших оценили такую вероятность как высокую, 21% — как очень высокую. Ещё 33%, напротив, считают, что вероятность тотальной консолидации невысока. Вариант «Такой сценарий невозможен» не нашёл ни одного сторонника.

Самым значимым риском для отрасли в 2018 году представители НПФ признали регулятивный.

Отвечая на вопрос о том, какое влияние на отрасль может оказать создание системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК), участники голосования продемонстрировали оптимизм. 54% ответили, что влияние будет позитивным.

— Всё-таки надежды, связанные с ИПК, пока не пропали, — иронично заметил модератор.

По мнению участников опроса, в случае принятия законопроекта о переводе пенсионных накоплений объёмы переходов граждан из фонда в фонд существенно не изменятся. Большинство опрошенных считают, что динамика рынка НПФ (рост активов) в 2018 году не превысит 5%.

Пенсионеры станут старше

— Наш премьер недавно заявил, что государству придётся принимать решение о повышении пенсионного возраста, — напомнил Дмитрий Гришанков. – Те слова, которые ещё недавно были под запретом, теперь введены в оборот…

Заместитель генерального директора НПФ «ГАЗФОНД Пенсионные накопления» Иван Евстифеев назвал повышение пенсионного возраста «очень отдалённой перспективой». На данный момент отсутствует модель реализации этого сценария, пояснил он. «Мы пока не понимаем, реально не понимаем, потому что это очень сложная система», — сказал Евстифеев.

— Если раньше я понимал, что пенсия не грозит, то теперь она не грозит, не грозит, не грозит… – пошутил Гришанков.

Иван Евстифеев сообщил, что существуют различные варианты повышения возраста выхода на пенсию: «Можно раз в шесть месяцев поднимать, можно в каком-то щадящем режиме повышать», — сказал он. По мнению Евстифеева, «те, кто рассчитывал выйти на пенсию в каком-нибудь 2024 году, наверно, расстроятся». Всем остальным будет проще смириться с перспективой более позднего выхода на пенсию.

Сергей Беляков отметил, что сам факт повышения пенсионного возраста, конечно же, окажет положительный эффект на отрасль, но важно помнить, что граждане в данном случае являются не пострадавшими, а бенефициарами, уверил Сергей Беляков. Увеличивается период, в течение которого они будут откладывать на свою будущую пенсию, пояснил он.

— Это очень хорошие новости для пенсионных фондов, — включился в дискуссию генеральный директор компании «Пенсионный партнёр» Сергей Околеснов.

Исполнительный директор НПФ «САФМАР» Евгений Якушев подчеркнул, что в процессе повышения пенсионного возраста важно не забыть об изменении коэффициента дожития. «На данный момент пенсия назначается женщинам по таблицам, которые не соответствуют реальному коэффициенту дожития», — добавил Якушев.

Мифический ИПК

Следующим пунктом программы было обсуждение перспектив создания системы ИПК. Первый вице-президент СРО НАПФ Сергей Эрлик назвал имеющуюся информацию об ИПК «фрагментарной», и, тем не менее, отметил:

— Вероятность внедрения ИПК в имеющемся виде как всеобщей системы для жителей страны невысока. Элемент накоплений в своём бюджете имеют только 15-18% населения. Все остальные люди живут от зарплаты до зарплаты, — обозначил главное препятствие первый вице-президент НАПФ.

По мнению Сергея Эрлика, строить пенсионную систему для 15-20% населения страны неправильно. Нужно создать такие условия, чтобы все люди получали достойные пенсии. Вопросов к пенсионной системе, по его словам, накопилось много: «Мы до сих пор не знаем, будет ли существовать накопительная часть. Потому что «заморозка» – это не отмена. Хотя в кулуарах все говорят, что это отмена».

— Автоподписка была бы идеальным инструментом для ИПК, но, наверно, её не сумеют отстоять, — высказал своё мнение Сергей Беляков. – Все заявления Министерства финансов и Центрального банка говорят о том, что сторонники автоподписки не готовы за неё биться.

По мнению Сергея Белякова, фактором успеха системы ИПК является тот монетарный эффект, который получают её участники. «Мы в хорошем смысле заложники маленьких возможностей государственного пенсионного обеспечения», — сказал он. Если гражданам правильно объяснять, что они не могут рассчитывать на достойную пенсию от государства, и нужно самостоятельно откладывать, они будут демонстрировать рациональное поведение, убеждён Сергей Беляков. «Спасибо государству, оно наш союзник, потому что не в состоянии обеспечить достойную пенсию, — добавил он. – 8 тыс. рублей или 14 тыс. рублей – это не пенсия, это «пособие по безработице», которое чуть выше, чем прожиточный минимум».

Евгений Якушев назвал ИПК «мифом, который придуман для того, чтобы заместить отсутствие решений по ОПС (обязательному пенсионному страхованию, — прим. ред.). Те же самые институты, то же самое регулирование, всё то же самое, только взносы идут не с тарифа, а сверху, с заработной платы». Мы регулярно читаем в газетах о скором внесении законопроекта в Госдуму, но реального диалога с провайдерами на тему создания системы ИПК не ведётся, заверил Якушев. У ЦБ «есть некая концепция, и на этом всё остановилось», добавил он.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что выходом из ситуации могли бы стать корпоративные пенсионные планы. Однако их могут позволить себе редкие предприятия, преимущественно имеющие отношение к государству. Представители отрасли полагают, что правительству нужно сформулировать свои ожидания от НПО, в частности от корпоративных пенсионных программ.

И. о. генерального директора «Национального НПФ» Эльвира Розяева высказала своё мнение по данному вопросу:

— При уровне дохода в Российской Федерации в 30 тысяч рублей, который мы имеем, уплачивать взносы на негосударственное пенсионное обеспечение позволить себе могут немногие. Поэтому развивать направление корпоративных пенсионных программ актуально и необходимо.

Сергей Беляков, в свою очередь, отметил, что наличие корпоративных пенсионных программ создаёт работодателям конкурентные преимущества. Однако обременять всех работодателей обязательным созданием корпоративных пенсионных систем было бы излишне. Это требование смогли бы выполнить только те предприятия, которые имеют доступ к бюджетным деньгам. Остальные вряд ли смогли бы найти финансовые ресурсы для этого.

Сергей Эрлик добавил, что смысл имеют такие корпоративные программы, в которых софинансирование будущей пенсии осуществляют вместе и работник, и работодатель.

Государственные негосударственные пенсионные фонды

Участники круглого стола оживлённо обсудили динамику сокращения числа негосударственных пенсионных фондов и «огосударствление» сектора.

Сергей Эрлик заметил, что репутация пенсионной отрасли в целом за последние годы была подорвана, и напомнил о череде скандалов, произошедших на рынке, назвав несколько фамилий.

Сергей Беляков категорически не согласился с ним и призвал «не вешать ярлыки». По его словам, «государство увлеклось регуляторной составляющей и желанием всё контролировать».

— Можно такие правила игры создать, которые никто не будет в состоянии выполнить. А потом удивляться, что же у нас такое большое количество нарушений, – сказал Беляков. – Они себя загнали в коридор регулирования и вычищают по полной рынок.

Контроль финансовой устойчивости игроков рынка необходим, но на практике он привёл к тому, что к «государственным» и негосударственным НПФ предъявляются разные требования, констатировал Сергей Беляков.

— Если у одного фонда вскрывается дыра – мы накачаем туда денег. А если у другого – «Вы посмотрите, кто управляет этим фондом!». Товарищ регулятор, давайте более ответственно себя вести! – не выдержал Беляков.

Участники дискуссии обсудили тему социально ответственного инвестирования, перспективы появления механизма санации НПФ, практику проведения стресс-тестирований и проблемы перехода на XBRL.

Руководитель управления развития и сопровождения финансовых продуктов компании «Диасофт» Наталья Щедрина рассказала, как НПФ могут сэкономить при переходе на новые формы отчётности.

В круглом столе также приняла участие партнёр БКГ «Информаудитсервис» Татьяна Мошкина.

 

Дарья Балабошина

Finversia.ru