Клиентов опутывают сетью

По итогам 2017 года негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка стал лидером рынка по числу участников добровольных пенсионных программ. Однако до лидеров рынка по пенсионным резервам фонду еще далеко — его резервы на порядок меньше. Результаты других крупных пенсионных фондов, работающих в сегменте ОПС, на рынке НПО пока не впечатляют. Существующих направлений для распространения продуктов недостаточно, а высокие агентские комиссии уменьшают их привлекательность для клиентов.

Количество клиентов НПФ Сбербанка по добровольным пенсионным программам (НПО) выросло за 2017 год до 1,5 млн клиентов, следует из сообщения фонда. Таким образом, этот фонд стал лидером не только по количеству застрахованных лиц в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС), но и по программам НПО. По итогам третьего квартала в этом сегменте лидером был НПФ «Благосостояние» с 1,3 млн участников. Однако представитель фонда заявил “Ъ”, что на конец года количество участников серьезных изменений не претерпело.

НПФ Сбербанка агрессивно наращивал свою клиентскую базу по НПО в течение всего прошлого года, привлекая по 200–400 тыс. человек в месяц. Основной рост клиентской базы произошел за счет увеличения заключенных договоров в отделениях Сбербанка, рассказывает представитель НПФ. Минимальный взнос при заключении с физическим лицом договора с НПФ Сбербанка в отделении материнского банка составляет 1 тыс. руб. Минимальный счет нового клиента определяет и незначительный рост пенсионных резервов, аккумулированных НПФ. Так, согласно данным на сайте фонда, если за 11 месяцев прошлого года число клиентов по НПО выросло более чем в три раза (до 1,4 млн человек), то пенсионные резервы выросли всего на 30%, до 23,9 млрд руб. Для сравнения, у лидера рынка по привлеченным в рамках НПО средствам НПФ «Газфонд» по итогам трех кварталов 2017 года было 363,2 млрд руб. пенсионных резервов (и почти 233 тыс. клиентов). На втором месте шел НПФ «Благосостояние» с 360,4 млрд руб. пенсионных резервов (1,26 млн клиентов). Источник “Ъ”, близкий к НПФ Сбербанка, утверждает, что сейчас главная задача фонда — нарастить клиентскую базу, с которой можно будет работать в будущем. «В условиях падения процентных ставок по депозитам этот продукт может быть весьма востребованным среди клиентов, которые привыкли получать большую доходность на вложенные средства»,— говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперта РА» Павел Митрофанов.

Крупные фонды, работающие по программам ОПС, также начинают более активно развивать НПО, однако их результаты пока не впечатляют. «Индивидуальные пенсионные планы (ИПП) или НПО на фоне заморозки пенсионных накоплений, неопределенного будущего системы ОПС действительно становятся драйвером пенсионного рынка»,— признает первый заместитель гендиректора НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев. По его словам, НПФ запустил совместный проект по заключению таких договоров через сеть федерального брокера. Также фондом развиваются сервисы дистанционной продажи. «Первые итоги показали, что спрос на продукт есть»,— резюмировал господин Шпилев. Правда, количество клиентов по НПО у «Газфонда ПН» пока не растет, свидетельствуют данные третьего квартала,— с начала года оно остается на уровне 153 тыс. человек. НПФ «Будущее» запустил ИПП с октября 2016 года, продукт продвигают через филиальную сеть, а также банки-партнеры. «Услуга заключения договора ИПП доступна клиентам онлайн в личном кабинете. Наш фонд не предлагает продукт в партнерской или агентской сетях»,— рассказала директор по маркетингу НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Ирина Лимитовская. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» развивает программы НПО — как индивидуальные, так и корпоративные. Однако, как заявил представитель НПФ, в настоящее время «доля корпоративных программ в нашем фонде превалирует». Крупные фонды не могут похвастаться такими результатами, как у НПФ Сбербанка, поскольку не обладают такой же широкой агентской сетью. «Большинству крупных игроков, запустивших данный продукт, приходится тратиться на крупные вознаграждения своим партнерам, что уменьшает привлекательность продукта для клиента»,— отмечает один из контрагентов пенсионных фондов.

Илья Усов

kommersant.ru