АКРА подтвердило кредитный рейтинг Липецкой области на уровне AA-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне AA-(RU)

Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Область, Регион) обусловлен высокой зависимостью налоговых доходов Региона от крупнейшего налогоплательщика при стабильных показателях бюджетной дисциплины и достаточной гибкости расходной части бюджета, избыточным уровнем ликвидности (покрывает около 65% совокупного рыночного долга Области) и сбалансированной структурой долга. Давление на рейтинг оказывают показатели развития экономики (в расчете на душу населения), уступающие среднероссийским значениям.

Липецкая область расположена в Центральном федеральном округе и граничит с шестью регионами. В Регионе проживает 1,1 млн человек. В 2015 году ВРП Области составил 429 млрд руб. (39-е место в РФ). На территории Региона функционирует Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), занимающий первое место по выпуску стали в РФ и 16-е место в мире по итогам 2016 года (16,6 млн тонн).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Основа региональной экономики — металлургический сектор и новые зоны экономического роста. В период с 2013 по 2016 год экспорт предприятий Липецкой области составил в среднем 40% ВРП. Девальвация рубля в период с 2014 по 2015 год существенно повысила конкурентоспособность металлургической продукции на внешних рынках, что положительно отразилось на состоянии экономики Региона. Несмотря на преобладание металлургического производства (экономика Липецкой области характеризуется низкой степенью диверсификации), зависимость ВРП и бюджета Региона от конъюнктуры мирового рынка стали существенно снизилась за последние семь лет. Снижению зависимости способствовало активное развитие пищевой промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, сектора предоставления услуг и операций с недвижимостью. ВРП на душу населения и среднедушевые доходы находятся на уровне 87 и 92% от среднероссийских показателей соответственно (фактические данные за 2014–2015 годы и оценочные за 2016–2017 годы). Уровень безработицы (по методологии МОТ) существенно ниже среднероссийского уровня.

Сбалансированный бюджет с высокой долей налоговых доходов и умеренными обязательными расходами. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится около 82% доходов (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по прогнозным показателям на 2017 год), что соответствует высокой степени самодостаточности доходной части бюджета. В 2014–2016 годах поступления по налогу на прибыль и поступления по НДФЛ обеспечивали около 42,7% и 26,6% налоговых и неналоговых доходов бюджета соответственно. Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета составляет 65%, что соответствует умеренной степени контроля над его расходной частью. Уровень операционного баланса достаточно стабилен (в среднем 28% от регулярных доходов за период с 2014 по 2017 год). Область поддерживает относительно высокий уровень расходов капитального характера (около 20%). По оценке АКРА, в 2017 году профицит бюджета составит около 1,4% налоговых и неналоговых доходов.

Сбалансированная структура долга. Реструктуризация бюджетных кредитов 2017 года позволяет сгладить график погашения: в 2018 году плановый объем погашения долга снизится до 64% от объема погашения в отсутствие реструктуризации. Соотношение долга и операционного баланса соответствует умеренному уровню риска. Тем не менее по состоянию на 01.12.2017 остаток средств на едином счете бюджета (без учета средств федерального бюджета) соизмерим с примерно 65% остатка всего рыночного долга Области.

Избыточная ликвидность обеспечивает отсутствие потребности в краткосрочном долге. Среднемесячные остатки средств на счетах бюджета за последние два года составляли около 6,5 млрд руб., что превышает годовые объемы погашения долга. Случаев кассовых разрывов, равно как и привлечения средств УФК или краткосрочного банковского кредита для осуществления текущих расходов, не отмечено.

Ключевые допущения

  • сохранение в структуре ВРП высокой доли металлургического производства;
  • дальнейшее развитие и диверсификация неметаллургического сектора региональной экономики;
  • контроль за объемом обязательных расходов в составе бюджета;
  • сохранение высокого уровня ликвидности;
  • участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • опережающий среднестрановые темпы рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения);
  • дальнейшее развитие и диверсификация неметаллургического сегмента региональной экономики;
  • существенное снижение объема долга относительно операционного баланса.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное ухудшение финансового положения НЛМК, способное отразиться на бюджете Области;
  • рост обязательных расходов в составе бюджета свыше 70%;
  • увеличение долговой нагрузки свыше 2,6х операционного баланса.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Липецкая область, 35008 (ISIN RU000A0JTVZ8), срок погашения — 17.04.2020, объем эмиссии — 3 млрд руб. — АА-(RU);

Липецкая область, 34009 (ISIN RU000A0JUNK5), срок погашения — 04.06.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб. — АА-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0JTVZ8, RU000A0JUNK5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Липецкой области был опубликован АКРА 07.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (27.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Липецкой области (ISIN RU000A0JTVZ8, RU000A0JUNK5) был опубликован АКРА 12.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Липецкой области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

 

Ваш Пенсионный Брокер