АКРА информирует

Кредитный рейтинг Московской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при умеренных рисках предприятий расширенного госсектора и плановом росте оборотов по привлечению и погашению долга внутри года.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,5 трлн руб. в 2016 году, или порядка 5% суммарного российского ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая диверсификация экономики. Несмотря на исторически высокую концентрацию предприятий машиностроительного сектора, доминирующей в Регионе отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Региона не зависят от одного крупного налогоплательщика (одной группы крупных налогоплательщиков): максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета по итогам 2016 года составила 3,4%.

Выгодное географическое положение. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и стабильный спрос на трудовые ресурсы. Это обеспечивает низкий уровень безработицы (58% от среднестранового уровня в 2014–2017 годах) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 29% выше, чем в среднем по стране за анализируемый период).

Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (в среднем 91% доходов бюджета без учета субвенций). Порядка 73% совокупных расходов — это обязательные расходы, в связи с чем операционный баланс составляет только 24% регулярных доходов (средний показатель за 2014–2016 годы и прогноз на 2017 год). Средняя доля капитальных расходов составляет 16% в анализируемом периоде; ввиду высокой доли капитальных расходов на социально значимые отрасли резерв сокращения расходов невелик (по оценкам АКРА, он составляет 2–3% совокупных расходов).

Умеренный уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга. На дату анализа долгосрочный долг Региона составлял 97% его совокупного долга. Ежегодно объем долга незначительно превышает размер операционного баланса. По оценкам АКРА, в период с 2018 по 2019 год возможен рост этого показателя более чем в два раза при возникновении необходимости финансировать дефицит бюджета посредством заимствований. Но даже в случае существенного ухудшения бюджетных показателей (ежегодного снижения собственных доходов на 7% от плана), предусмотренном в стресс-сценарии АКРА, этот коэффициент остается положительным.

Существенный объем обязательств предприятий государственного сектора. Финансовая и коммерческая задолженность принадлежащих Области предприятий, которая может быть погашена из регионального бюджета, оценивается АКРА на конец 2016 года в 6,6 млрд руб. (6% прямого долга Региона на конец 2017 года).  

Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах, не имея при этом просроченной кредиторской задолженности. При этом в случае необходимости финансирования дефицита собственный объем ликвидности снизится.

Ключевые допущения

  • сохранение темпов роста экономики Региона на уровне, близком
    к среднероссийскому;
  • сохранение доли обязательных расходов Области на уровне не выше 80% общих расходов бюджета в прогнозном периоде;
  • возможность частичного погашения задолженности предприятий госсектора за счет средств бюджета Области;
  • сохранение текущей структуры срочности долгового портфеля;
  • консервативная практика управления долгом с учетом рыночной конъюнктуры;
  • частичное неисполнение плана капитальных расходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение финансового состояния компаний государственного сектора;
  • существенное превышение по темпам роста экономики среднероссийского уровня.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов;
  • удорожание краткосрочных финансовых ресурсов при значительных оборотах
    в течение года.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9); срок погашения — 21.11.2023;
объем эмиссии — 25 млрд руб. — АА(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Московской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга. Кредитный рейтинг данного долгового инструмента соответствует кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационного выпуска Московской области (RU000A0JX0B9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Московской области был опубликован АКРА 12.12.2016. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (07.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Московской области был опубликован АКРА 12.12.2016. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (07.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе их присвоения и подтверждения.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения и подтверждения кредитного рейтинга выявлены не были.

 

Ваш Пенсионный Брокер