Развитие законодательства о негосударственных пенсионных фондах 1992 – 2017 гг.: к 25-летию системы.

Ровно 10 лет назад в 2007 году объем документов по тем же разделам был в 3,6 раза меньше и включал в себя 9 законов и 156 подзаконных актов, а еще ранее в 1997 база насчитывала 31 документ, из которых не было ни одного закона и лишь 13 из них имели нормативно-правовой уровень.[1]

Отраслевому закону № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ «О НПФ») почти 20 лет и за этот срок он претерпел существенное количество изменений — в него внесено более 40 поправок, а объем текста документа увеличился почти в 10 раз. Кроме того, в переходный период акционирования сложилась ситуация, когда в отношении некоммерческих фондов действует старая редакция закона, в отношении акционерных фондов — новая. Несомненно, развитие нормативно-правового регулирования в той или иной отрасли отвечает уровню соответствующих общественных и экономических отношений, сложно представить, как бы прежний объем нормативно-правовой базы справился с текущими задачами пенсионного рынка. Но все началось с Указа Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (Указ «О НПФ»).

Следует отметить, что развитие законодательства о негосударственном или дополнительном пенсионном обеспечении началось гораздо ранее. Можно говорить о первой нормативной практике как в дореволюционной России[2], так и о нормативно-правовых актах XX века, регулирующих дополнительные пенсии 1987 – 1992 гг.[3], но именно Указ «О НПФ» положил начало развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ, фонды) в современной России как самостоятельного социально-финансового института и самостоятельной организационно-правовой формы, исключительными видами деятельности которой стали негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) и обязательное пенсионное страхование (ОПС)[4].

Постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 года № 64 на Министерство социальной защиты населения РСФСР возложено «создание негосударственной системы пенсионного обеспечения граждан»[5]. В июле 1992 года приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке документов, обеспечивающих функционирование системы НПФ[6]. Началась работа над развитием отрасли.

Указ «О НПФ» состоял всего из двух страниц и определял основы и базовые принципы организации деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации, закрепляя:

  • право организаций и граждан на создание НПФ как юридических лиц и их независимость от системы государственного пенсионного обеспечения;
  • договорный характер отношений между НПФ и «страхователем» на основе «утвержденного примерного договора»;
  • запрет на осуществление НПФ коммерческой деятельности;
  • профессиональное управление активами НПФ на основе договора со «специализированными компаниями» и их имущественную ответственность за «сохранность активов» и «обеспечение минимального уровня рентабельности»;
  • систему государственного регулирования и контроля за деятельностью НПФ на базе Инспекции НПФ при Министерстве социальной защиты населения РФ (Инспекция НПФ), а также систему защиты пенсионных накоплений на базе Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ;
  • освобождение от налогообложения взносов в НПФ и доходов от инвестиций активов (требующего дополнительной проработки).

Конкретику было призвано выработать регулятору и пенсионному сообществу самостоятельно, существенная роль возлагалась на уставы документы самих фондов, часть их которых проходили государственную регистрацию.

 

Подробнее-на сайте http://pensionobserver.ru/arxiv/3-4-31-32-2017/1/1992-2017-.-25?pg=all

 

Ваш Пенсионный Брокер