АНПФ: достойную пенсию вернет воссоздание трехуровневой системы

– Сергей Юрьевич, здравствуйте. Первый вопрос – по прогнозу Минэкономразвития доходы российских граждан вернуться к докризисному уровню только в 2022 году, а пенсии останутся на прежнем уровне  до 2035 года. Что Вы об этом думаете, сыграет ли здесь какую-то роль выбор стратегии экономического развития страны.

– Во-первых, я думаю, что это честный прогноз министерства, это не значит, что ему надо следовать и надеятся на то, что так оно и будет. Я думаю все мы заинтересовано в том, чтобы рост пенсии был фактом, а не отсутствие роста пенсий, как констатация этого факта. Другое дело, что для меня показательно в этом прогнозе то, что минэкономики фактически признает, что если не осуществить какие-то структурные реформы в экономике, если не сконцентрироваться на реформировании пенсионной системы, на развитии накопительного компонента, если все оставить так, как сейчас есть, то тогда действительно роста пенсий не будет.  Это скорее запрос на то, что необходимо сделать, чтобы избежать неблагоприятного прогноза развития событий. И ответ на этот вопрос есть.  Мы должны воссоздать трехуровневую пенсионную систему, которая состоит из государственной накопительной и страховой пенсии – это два элемента, третье – развивать негосударственное пенсионное обеспечение.

– Если вернуться к самой идеи индивидуального пенсионного капитала, разные высказывались мнения, например, кто должен отчислять деньги, 6%, или меньше, или больше? Сам человек или его работодатель? В этой новой схеме предполагалось, что человек будет отчислять дополнительные средства от своей зарплаты. Как Вы думаете, этот или какие-то другие пункты самые спорные, какие из них, если лискуссия вернется, будут меняться?

– Я назову три элемента, которые могут сделать систему индивидуального пенсионного капитала работающей или похоронить ее. Первое – это институт автоподписки, т.е. когда гражданин, если не заявит о своем нежелании быть участником этой системы, по умолчанию считается ее участником, и автоматически отчисляет ту часть от своей зарплаты, один или шесть процентов, она в первый год может быть иной, но заявляя, что он участник этой программы в системе индивидуального пенсионного капитала. Нам может это нравится, может не нравится. Но международный опыт, который был предметом и нашего обсуждения, и изучения Цетральным Банком, однозначно говорит о том, что если инстиута автоподписки нет, то эта система не работает. Нигде, где не было системы автоподписки, она не заработала. И везде, где была автоподписка – она заработала. Есть тут какая сложность – юридически  тяжело сформулировать норму так, чтобы не вступать в противоречение с трудовым кодексом, и гражданским кодексом. Но нам кажется, это возможно сделать.

Второй важный момент и условия работоспособности или меры работоспособности ИПК – это набор стимулов, налоговых в первую очередь, налоговых – для работника, который мотивирует его отчислять часть денег, и таким образом, если он участник этой системы, то снижает нагрузку по доходному налогу. И для работодателя, потому что Вы правы, отчисления будут производиться через работодателя, и он несет определенные административные, а значит и финансовые издержки. И для того, чтобы он стимулировал своих работников быть участниками системы ИПК, конечно же логично, предусмотреть налоговые стимулы и для него. В принципе, задача государства, как можно больший охват этой системой сделали, чтобы как можно большее количество граждан формировало свою будущую пенсию , в том числе, для того, чтобы снизить нагрузку на государственное пенсионное обеспечение.

– Хотелось бы коротко поговорить еще об одной теме, это конкуренция на финансовых рынках, ведь сейчас негосударственным пенсионным фондам фактически приходиться вступать в борьбу с другими участниками финансового рынка за деньги среднего класса. По Вашему мнению, насколько в такой борьбе за средства готовы сегодня НПФ.

– Ситуация усугубляется тем, что не только за средства среднего класса должны сейчас и вынуждены будут вступать в будущем негосударственные пенсионные фонды. Если мы хотим охватить большее количество граждан, то нам, к сожалению, приходится констатировать, что сокращающаяся доля среднего класса – это вызов определенный. И средний класс, и люди с меньшими доходами, к сожалению, выбирают сейчас не долгосрочные сбережения, а либо краткосрочные – это банковские депозиты, либо концепцию текущего потребления, потому что доходов немного, потребителская корзина растет, потребности, которые необходимо профиносировать сейчас – это и жилищно-коммунальные услуги, и услуги медицинского характера, продукты питания, товары первой жизненной необходимости, подвигают к тому, чтобы не откладывать, а тратить деньги. Плюс неуверенность в завтрашнем дне, потому что очень быстро меняются экономические условия.

В этой ситуации, конечно, продукт пенсионного страхования –не важно государственного пенсионного страхования, если говорить о накопительной системе, или добровольного – не является первым в очереди, за которым стоят наши граждане. И их можно понять, на это просто нет денег. Средний уровень дохода по стране – 36 тыс. рублей. Конечно, вряд ли можно предположить, что останется какое-то количество средств после всех трат, которые ты можешь принести в пенсионный фонд. В ситуации, когда ты не можешь долгосрочно планировать свою деятельность, ты и не выберешь пенсионный фонд. Но моя рекомендация такая – и пенсионным фондам в борьбе за клиентов, за вкладчиков, за граждан, и, в первую очередь, нашим гражданам, нашим зрителям – если у вас есть хоть какая-то финансовая возможность откладывать,  откладывайте. Государство не способно в полном объеме обеспечить вас достойной пенсией. Не потому что оно у нас не эффективное или менее эффективное, чем другие государства. Иногда и поэтому – тоже. Не одно государство не способно самостоятельно выполнить эту функцию. Это, как бы не неприятно нам было об этом говорить, мы не привыкли к этому, это и моя задача тоже позаботиться о своей пенсии, но если я буду полагаться только на государство, то к моменту выхода на пенсию, я пойму,  что я слишком оптимистично был настроен. А если я буду чуть более дисциплинированным, чуть более рационален к своей будущей пенсии и к своим текущим доходам, и смогу найти источник дохода, в который буду откладывать на свою будущую пенсию, тогда проблем в будущем у меня будет явно меньше. Это значит, что надо искать официальную зарплату, «белую», это значит стараться устроиться на более высокооплачиваемую работу, это много вопросов, которые нужно решить, и не все от гражданина зависит, это комплекс мер. Но к этой проблеме нужно очень рационально относиться и надеяться, что государство через какое-то время, когда вы выйдете на пенсию, за вас решит все проблемы о которых вы не задумывались.

– Сергей Юрьевич, спасибо за очень интересную беседу.

Ссылка на интервью: http://www.vestifinance.ru/videos/34336

 

Ваш Пенсионный Брокер