Всемирный банк нашел гигантскую \»дыру\» в бюджете Пенсионного фонда России

С учетом снижения единого социального налога в бюджете Пенсионного фонда образуется гигантский дефицит — 18 млрд. долл. ежегодно (3% ВВП России), утверждает ВБ. В понедельник Всемирный банк публикует доклад о финансовых последствиях российских структурных реформ. Эксперты ВБ сосредоточились на трех проектах: административной реформе, модернизации жилищно-коммунальной сферы и пенсионных преобразованиях.
По расчетам специалистов, наиболее серьезные последствия будет иметь пенсионная реформа. С учетом снижения единого социального налога в бюджете пенсионного фонда образуется гигантский дефицит — 18 млрд. долл. ежегодно (3% ВВП России), утверждает ВБ. Без поддержки бюджета средняя пенсия к 2030г. упадет примерно до 20% от средней зарплаты против нынешних 33%, цитируют «Ведомости» доклад ВБ. Эксперты советует чиновникам повысить пенсионный возраст до 65 лет — на пять лет для мужчин и 10 лет для женщин. Эта реформа вызывает наибольшие опасения. Отечественные эксперты считают, что правительство не решится повысить пенсионный возраст, а направлять четверть бюджета на поддержку пенсионеров просто невозможно. Социально чувствительные новации могут быть отложены после протестов из-за монетизации льгот, поясняет ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев. При этом надо учесть, что административная и жилищно-коммунальная реформы будут стоить российской казне еще 7,5 млрд. долл. в год. При этом ВБ исходит из оптимистического прогноза, по которому штат чиновников в ходе административной реформы будет сокращен на 25-30%, а разрыв между их зарплатами и доходами работников коммерческого сектора будет сокращен вдвое. Сейчас «частники» получают примерно вчетверо больше. Расходы возрастут до 2,9% ВВП (т.е. еще почти 17 млрд. долларов), если все чиновники останутся на своих местах, говорится в докладе ВБ. При этом старший экономист ВБ Александр Морозов отмечает, что пока бюджет финансирует реформу госуправления не систематически, а «от случая к случаю», а рост затрат на оплату чиновников не увязан с проведением административной реформы. Российские эксперты добавляют, что бюрократы в состоянии добиться и большего повышения выплат, к тому же казне придется потратиться на социальную поддержку примерно 0,3 млн. увольняемых чиновников и их трудоустройство. Поэтому расходы могут оказаться большими, чем предполагает ВБ.
Третья часть доклада посвящена реформе ЖКХ. Благодаря значительному росту коммунальных тарифов в ближайшие годы, она будет наименее обременительной для бюджета. При росте тарифов на 10-15% оплата коммунальных расходов бюджетных учреждений будет стоить казне 0,45% ВВП. Столько же потратят на коммунальные расходы школ и поликлиник муниципальные бюджеты, добавляет участвовавший в подготовке доклада Сергей Сиваев из Института экономики города. При этом объем бюджетных субсидий населению увеличиться не должен, «если помогать только тем, кто реально нуждается», уверен Морозов. В результате ежегодное финансирование обеих реформ обойдется бюджету примерно в 1,25% ВВП (209 млрд руб. в ценах 2004г.).
Чиновники Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития отказались комментировать выводы ВБ, поскольку еще не ознакомились с докладом.
По информации АБН