Правительство идет своим путем, народ – своим

«Демографическая ситуация — это одно из главных узких мест и один из главных источников опасности, с которыми уже сейчас сталкивается Россия и будет сталкиваться на протяжении всего XXI века. При этом трудно сказать, какой из компонентов демографической ситуации более важный источник опасности — наша ли внутренняя ситуация или глобальная ситуация, которая тоже очень сложна. Внутренняя демографическая ситуация России крайне неблагоприятна. В ближайшие годы она может еще более ухудшится. Наиболее очевидный компонент в неблагоприятной этой ситуации — это высокая смертность. Положение со смертностью в России ухудшается уже сорок лет. Не лучше обстоит дело и с ситуацией с рождаемостью. Уже к середине 60-х годов рождаемость в России опустилась ниже того уровня, который обеспечивает простое замещение поколений. Хотя население продолжало расти в силу некоторых инерционных особенностей и возрастной структуры, но ни одно послевоенное поколение россиян не обеспечило своей прямой замены. Прогнозы показывают, что к середине двадцать первого века население России сократится примерно на одну треть, примерно до 100 миллионов человек». Такую оценку ситуации в демографической сфере дал недавно руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Вишневский.
Очевидно, что начавшаяся в стране социальная реформа, включающая в себя не только замену льгот денежными выплатами, но и существенные преобразования в системе здравоохранения, демографическую ситуацию значительно ухудшат. Обрушившийся на пенсионеров шок не удлинит их жизнь, как и ставшее недоступным качественное медицинское обслуживание. Дороговизна жизни и отсутствие перспектив на будущее, в свою очередь, не смогут активизировать процесс рождаемости.
Правительство же, как всегда, идет своим путем, и как свидетельствуют многие ученые, к их мнению вовсе не прислушивается. Об этом МиК рассказал директор Института Европы РАН, профессор Валентин Федоров:
— С самого начала надо сказать, что идея отмены натуральных льгот и их перевод в денежную форму – хорошая, правильная. Любая льгота означает некоторую ущербность для ее получателя. И упор надо было делать не на льготы, а на хорошую, то есть, высокую заработную плату, высокие пенсии, высокие выплаты по инвалидности и т.д.
И мы знаем, как зарождались эти льготы. Я сам был народным депутатом РСФСР, когда мы принимали соответствующие законы, допустим, закон о прокуратуре. И тогда не было возможности установить высокую заработную плату для тех же работников прокуратуры. Потому что бюджет был дефицитным, и тогда, чтобы пойти навстречу этим работникам, им установили льготы, в том числе, и на проезд.
Конечно, в нормальном государстве этого не должно быть. Вот сейчас, наконец, руки дошли до того, чтобы устранить эти несуразности. И тут я расхожусь со многими своими коллегами по науке, которые считают неправильной саму идею монетизации. Я повторяю, идея правильная, а проверить это можно очень просто, причем на самом населении. Потому что люди, в конечном счете, предоставляют критерии для любой политики.
Вот, скажем, что льготы переводятся в деньги и каждому дают по 3000 рублей. Ну все же будут довольны! Значит, не льготы как таковые, а масштаб компенсаций или выплат по этим льготам – вот что неправильно!
Идем дальше. 3000 рублей даем – люди довольны, тогда начнем сокращать, будем искать таким образом предельную величину. 2500 рублей даем – тоже люди довольны, никто не идет на баррикады, 2000 рублей – довольны, а уже потом – недовольны. Поэтому надо было правительству ставить перед собой задачу не обмануть в очередной раз население, а воспользоваться вот этой реформой, чтобы улучшить благосостояние людей. Но этого не было сделано и в очередной раз людей ограбили, обманули!
Причем этот протест, я точно знаю, будет нарастать, потому что сейчас люди получают квитанции о повышении квартплаты, и это приличная цифра – примерно на 25% больше. Вот что неправильно! Ну, а последствия будут самые плохие в политическом плане – недоверие уже возросло максимально к правительству, к Думе. Уже всем видно, что правительство недееспособно, а Фрадков ну совсем ничего не делает! Как недавно показывали сюжет в «КВН», и там были такие слова: «Михаил Ефимович, ну разбейте хоть стекло, чтобы о вас заговорили!». Ну, никуда он не движется – ни влево, ни вправо, стоит на месте и все.  А в политике нельзя стоять на месте!
А ведь административная реформа провалилась – это тоже всем экспертам видно. Эта трехэтажность – министерства, службы, агентства – совсем не работает. Кто имеет дело с федеральными учреждениями, тот это видит. Все это бьет по рейтингу Путина, да и положение людей очевидно ухудшается. Конечно, в ближайшее время увеличится и смертность пожилых людей, так как для них все происходящее — это шок.
— А как Вы считаете, правительство могло бы изыскать деньги, чтобы увеличить размер компенсаций до уровня, который бы устроил людей?
Я думаю, что сейчас денег таких нет. И поэтому надо было идти поэтапно. Отменить одну льготу, и заплатить за нее, как говорится, сверх головы. Воспользоваться этим, чтобы долги перед старшим поколением устранить. Потом, когда бы накопились еще деньги, можно было бы отменять следующую льготу. И так, поэтапно, надо было действовать, а не ставить людей в такое ужасное положение.
Если взять все – Стабилизационный фонд, золотовалютные резервы, тогда денег бы хватило. Но нельзя сразу пытаться возместить все. Поэтому я и выступаю за поэтапную отмену льгот, чтобы не сразу все деньги были съедены, а постепенно, с помощью Стабилизационного фонда, который совершенно неправильно используется, и золотовалютных резервов, которые вообще не используются. И вообще, надо наращивать производство и по мере этого начинать платить людям приличные деньги за отмену льгот.
— Скоро год исполнится, как новый кабинет Фрадкова работает. Вот в области демографии, а Вы занимаетесь предметными исследованиями в этой области, правительство хоть один шаг сделало, чтобы начать решать проблемы в этой сфере?
Ничего не делается, совсем ничего. Вы знаете, у меня впечатление, что какие-то временщики в правительстве собрались. И я в самом деле ничего на этот счет не слышу. Вся наша научная литература просто гудит, дискуссии идут о том, что делать? Любой солидный журнал освещает эту проблему, а правительство стоит в стороне. Это просто возмутительно. Население падает по своей численности, об этом Федеральная служба статистики регулярно сообщает. Ну, сделайте хоть что-нибудь в этом плане!
А что делать? Странная тенденция у многих наших демографов – они успокаивают нас, в плохом смысле слова, и говорят: вы знаете, что падение рождаемости и сокращение населения у всех стран сегодня наблюдается, и мы, наконец, вписались в эту цивилизованную линию. Поэтому ничего делать не надо. Только за счет иммиграции можно положение поправить.
Но вы знаете, может быть, повернуть вспять эту тенденцию – естественную убыль населения, действительно нельзя, это неустранимая  тенденция. Но ее же можно уменьшить! А уменьшить можно как раз за счет политики правительства.
Ну, что, например, сделать можно? Я уже об этом много раз говорил, и могу повториться – у нас Дальний Восток и Сибирь пустеют. Это известно, что люди оттуда уезжают. С другой стороны, на Кавказе население растет очень быстрыми темпами, и в том числе, и в Чечне. Но ресурсов там для пропитания, для нормальной жизни мало. Поэтому там этот демографический процесс приобретает характер взрыва и он выбрасывает людей на близлежащие территории – в Волгоградскую область, в Краснодарский и Ставропольский края. Все территории, которые находятся близко и попадают в радиус действия, испытывают давление со стороны этих этнических республик. И чем дальше, тем больше. А Дальний Восток тем временем  пустеет.
Так вот, мы не можем из-за такого резкого контраста в народонаселении двух регионов вводить финансовые льготы за многодетность. Потому что все деньги уйдут на юг и этот процесс  мы только подстегнем. Поэтому давайте, я это скромно называю, в порядке эксперимента введем большие выплаты за второго ребенка и еще большие – за третьего ребенка, причем в Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что первый ребенок — он нужен родителям и они его заведут при всех случаях. А второй и третий – нужны государству, значит, государство должно платить большие деньги, причем десятки тысяч рублей за это.
Где это надо делать? На тех дальних, зауральских просторах. Никак это нельзя распространять на юг и на всю Россию. Давайте хоть вот это сделаем! Но правительство этот вопрос  даже не обсуждает.
— А как Вы относитесь к мнению о том, что в России реализуется некий разрушительный сценарий, который придуман западными мозговыми центрами. И касается он и процессов в образовании, и демографической политики, и многого другого. Участвуют ли в этих процессах, на Ваш взгляд, внешние силы, или это только недомыслие нашего руководства?
Да нисколько они в этом не участвуют. Мы все сами, своими руками и сделаем. И Советский союз распался не из-за козней Запада. За несколько дней до развала Советского союза президент Буш-старший говорил, что «мы заинтересованы в сохранении Советского союза».
Сами мы все это делаем! Никак тут они не участвуют, они только фиксируют эти факты. А перегибы допускают наши руководители, и тем самым вызывают недоверие к себе с западной стороны. Да и причем тут Запад, если у нас население сокращается, а мы ничего не делаем? У нас Стабилизационный фонд огромный, деньги лежат и не работают! Это противоречит всем канонам экономической науки. Всем! И крестьянскому подходу к делу, и профессорскому. Если есть деньги, то они должны работать. А они работают не у нас, а в западных банках, куда правительство их вкладывает. Это как назвать?
Мы изучали «Капитал» К.Маркса и не все там неправильно. Например, он дает много определений, что такое капитал. Капитал – это стоимость, которая приносит новую стоимость. Одновременно он говорил, что капитал – это движение. Вот если деньги лежат, то это не капитал, так как они не приносят прибыли, а если в движении — то приносят. Это прописные истины. Значит, их надо заставлять работать.
Такая дурная политика у нашего правительства, что одна только мысль приходит в голову – первый, кого надо из министерского кресла убирать —  это Греф. Это тот же Гайдар, только в издании 2005 года.
— А если оценить постсоветское развитие соседних с Россией государств, то примерно все страны в таком же состоянии находятся? Кто ближе всех продвинулся к европейскому, западному уровню?
Да никто особенно. Ну, если даже Казахстан брать по темпам экономического роста, то там президент авторитарный у власти. На Украине мы сами видим, какие там европейские ценности. Посмотрим, что сейчас будет делать Ющенко. Как говорят, он хороший финансист. Белоруссия находится от демократии еще дальше. Только три прибалтийские страны по своим стандартам подошли к западным меркам, но они уже официально находятся в Европе.
— То есть, перспективы развития у нас не очень радужные?
При таком подходе и при таком правительстве у нас нет никаких перспектив. И это уже стало ясно всем, кроме Путина. Чего он этого Фрадкова держит? Вы помните, как он его рекомендовал? Говорил, что у него сын учится в Ленинграде, в Суворовском училище, и поэтому он сделал вывод: смотрите, какой интересный человек! Вот тем самым он ему и понравился. И это что, имеет отношение  к управлению государством?
— А Вы отставку правительства прогнозируете по результатам монетизации?
Нет, я не думаю, что так будет. Что надо было бы сделать Путину, так это немедленно отправить в отставку этих трех министров – Кудрина, Зурабова и Грефа. Всё же правительство нельзя опять корежить, так как это на несколько  месяцев останавливает функционирование всего хозяйства. Это не страшно для страны состоявшейся – такой, как, например, Италия. Там за послевоенное время сменилось уже полсотни правительств. Но там работает экономическая система в самостоятельном режиме, не обращая внимания на то, кто премьер. Там все налажено. А у нас почти все зависит от правительства. Поэтому правительство все отправлять в отставку нельзя, а этих трех министров  — точно нужно, хотя и премьера тоже надо уволить.