Совет АНПФ информирует

По результатам рассмотрения выработали следующие предложения.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства России от 25.12.2012 № 2524-р, предусмотрено содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем, расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением и, как результат, достижение приемлемого уровня пенсий граждан.

Однако в настоящее время рост охвата работников корпоративными программами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) практически остановился. Число участников корпоративных пенсионных программ составляет всего 5,2 млн. человек, а негосударственные пенсии получают немногим более 1,5 млн. человек.

Одной из причин такого положения дел является высокая степень концентрации рынка НПО и недостаточная диверсифицированность представленных на нем продуктов. Так, в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), принадлежащих ПАО «Газпром» и ПАО РЖД, сосредоточено 64% общего объема пенсионных резервов (более 1,0 трлн. рублей). Доля участников, обслуживаемых в негосударственных пенсионных фондах, учрежденных крупнейшими корпорациями России, составляет около 95% всего объема пенсионных резервов. Не менее 3/4 участников системы НПО являются работниками и пенсионерами таких корпораций.

В то же время, средние и малые промышленные предприятия не заинтересованы реализовывать пенсионные программы с крупными корпоративными НПФ. Промышленные предприятия, особенно в регионах, нуждаются в разработке специализированных пенсионных продуктов и в предоставлении расширенных возможностей контроля за размещением средств своих пенсионных программ. Кроме того, средние и малые предприятия зачастую предпочитают сотрудничество с фондами, имеющими организационно-правовую форму некоммерческой организации (НКО), поскольку в таком случае снижаются риски объективно существующего противоречия между интересами участников (максимальная доходность накоплений) и интересами акционеров (максимальная дивидендная доходность). В результате средние и малые предприятия предпочитают не связанные с пенсионным обеспечением направления социальной поддержки своих работников.

Планируемое акционирование малых фондов приведет к резкому увеличению их расходов на осуществление дорогостоящих и трудоемких корпоративных процедур. В то же время, необходимое раскрытие информации возможно альтернативными малозатратными способами, такими как совершенствование отчетности малых НПФ, предоставление ими необходимых сведений через СРО.

Таким образом, при создании условий для развития системы малых и региональных НПФ существует реальный потенциал увеличения числа участников программ НПО.

В настоящее время основными сдерживающими факторами такого развития являются высокие требования к собственному капиталу НПФ и постоянно возрастающая в последние годы регуляторная нагрузка.

Даже для группы крупных по региональным меркам предприятий одного региона крайне сложно выделить 150-200 млн. рублей на формирование капитала собственного НПФ, не говоря о задаче создания монокорпоративного НПФ.

Для малых фондов, специализирующихся на корпоративных программах НПО и не занимающихся ОПС, выполнение всех нормативов регулятора по организации отчетности, постоянному изменению локальных нормативных актов, ведению систем внутреннего контроля, бухгалтерского учета, управления рисками (СУР) и ПОД/ФТ требует не менее 80-85% кадровых и иных ресурсов.

Данные проблемы могут быть преодолены путем законодательного введения норм пропорционального регулирования в отношении малых НПФ, аналогично мерам, предусмотренным Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов для финансовых и кредитных организаций и уже реализуемым в виде разработанных Банком России законодательных инициатив по введению пропорционального регулирования в отношении малых и региональных банков (проект внесенного в Государственную Думу федерального закона № 66477-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).  Аналогичные условия предоставили бы возможность для развития более 40% НПФ, обслуживающих сегодня корпоративные программы средних предприятий и имеющих размер пенсионных резервов менее 2 млрд. руб. каждый.

В связи с вышесказанным Саморегулируемая организация Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов» (АНПФ) предлагает:

1. Ввести пропорциональное регулирование для малых НПФ, предусмотрев следующие критерии отнесения фондов к данной категории: отсутствие деятельности по обязательному пенсионному обеспечению; ограниченная лицензия на работу только со средствами НПО; максимальный размер пенсионных резервов (без учета собственного капитала).

2. Снизить требования к размеру собственного капитала малых НПФ, установив его минимальный размер в зависимости от объема накопленных пенсионных резервов.

3. Сохранить для малых НПФ организационно-правовую форму некоммерческой организации (НКО).

4. Ввести отдельный порядок регулирования деятельности малых НПФ при ограничении ими своей инвестиционной деятельности установленным кругом активов.

При этом контроль за соблюдением малыми НПФ дополнительных ограничений на осуществление инвестиционной деятельности и раскрытием информации о составе их собственников может быть возложен на соответствующие саморегулируемые организации (СРО) с сохранением контроля со стороны регулятора.

5. При выполнении определенных самоограничений разрешить малым фондам: формировать ИОУД пропорционально объему привлеченных ими пенсионных резервов, но не ниже установленного законом уровня в 50 млн. рублей; совмещать сотрудникам обязанности ПОД/ФТ, внутреннего контроля, риск-менеджера и др., существенно снизить для малых фондов требования по системе управления рисками и внутреннему аудиту.

Для выработки законодательных предложений по указанным вопросам СРО АНПФ предлагает создать при Банке России рабочую группу с участием Государственной Думы и Совета Федерации, заинтересованных органов государственной власти, представителей пенсионного и иных секторов финансового рынка. Ассоциация готова принять участие в этой работе и обеспечить необходимую координацию представителей финансового рынка.

Данные предложения направлены в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации.

В случае, если Вы разделяете изложенные выше подходы, просим Вас поддержать предложения АНПФ по созданию условий для эффективной деятельности малых и региональных НПФ в рамках Вашего взаимодействия с органами государственной власти и управления.

 

Ваш Пенсионный Брокер

(по информации АНПФ)