Пенсиям попросили нефтяную добавку

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) обратилась в ЦБ с инициативой расширения инвестиционного маневра участников отрасли. Фонды хотят поднять доходность вложений за счет увеличения доли высокорисковых вложений и расширения списка разрешенных к покупке активов, в том числе за счет производных финансовых инструментов на нефть и золото. Однако шансы на их утверждение в ближайшее время невелики — регулятор обещает вернуться к их рассмотрению после прохождения НПФ стресс-тестов.

В распоряжении «Ъ» оказалось обращение НАПФ в Банк России с предложением внести изменения в постановление ЦБ, регламентирующее инвестирование НПФ пенсионных накоплений. Как следует из документа, отраслевой лоббист просит увеличить долю высокорисковых вложений с нынешних 10% до 15%, одновременно дополнив перечень разрешенных к покупке активов. Так, предлагается расширить список инвестиционных паев биржевых инвестиционных фондов («ориентируясь на их доходность, а не только состав») и базисных активов производных финансовых инструментов (ПФИ) («с возможностью вкладываться в нефть, драгметаллы и другие ликвидные активы»), упростить инвестирование в акции российских предприятий, в том числе не входящих в высший котировальный список. «Расширение инвестманевра позволит диверсифицировать вложения НПФ, повысить доходность и, как следствие, увеличить размер будущих пенсий клиентов фондов»,— подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов.

По мнению участников пенсионного рынка, вопрос диверсификации активов для НПФ более чем злободневный. Особенно с учетом того, что ЦБ последовательно сокращает долю банковских активов в портфелях фондов (см. «Ъ» от 18 ноября 2016 года). «При снижении максимальной доли банковских активов мы хотим видеть новые возможности инвестирования в другие инструменты»,— указывает президент АНПФ Сергей Беляков. В отдельных случаях на рынке просто нет необходимых инструментов для инвестирования временно свободных денежных средств. «В такой ситуации даже средние по объему активов НПФ напоминают слона в посудной лавке»,— констатирует член совета директоров НПФ «Согласие» Андрей Неверов. Расширение перечня финансовых инструментов позволит НПФ более оперативно реагировать на рыночные изменения. «Например, при восходящем тренде на рынке нефти или золота сейчас у НПФ не так много возможностей для участия в таком движении»,— говорит господин Неверов.

В настоящий момент наиболее активно НПФ инвестируют в гособлигации и корпоративные бонды, весомой остается и доля банковских вложений (см. график). Как указывают участники рынка, производные финансовые инструменты нужны для хеджирования рисков. Так, корпоративные облигации и ОФЗ сейчас показывают доходность выше инфляции, но ситуация может измениться. В конце 2014 года, когда ЦБ резко поднял ключевую ставку, портфели с такими бондами демонстрировали отрицательную переоценку. «Что уж говорить о кризисе 2008 года, когда рынок накрыла волна дефолтов в корпоративном секторе. Именно для минимизации таких рисков и необходимо расширение перечня финансовых инструментов, в том числе и возможности использовать ПФИ»,— отмечает Андрей Неверов.

При этом возможность через покупку ПФИ финансировать кэптивные или дружественные проекты практически отсутствует. «У производных инструментов нет прямого получателя денег, как у эмитента облигаций, поэтому о кэптиве в данной ситуации речи не идет. Это скорее потребность играть в длинную и короткую позицию, а не только хеджировать риски существующего портфеля»,— отмечает гендиректор УК «Тринфико» Дмитрий Благов. Впрочем, как он указывает, расширение возможностей инвестиций предполагает и рост рисков, «а их регулятор последовательно сокращает». Тем более что кризис 2008 года обострился в России, в числе прочего, из-за неумеренного обращения с таким инструментами.

В Банке России обращение НАПФ получили, изучили, но «не поддерживают». Впрочем, дискуссия с участниками рынка о расширении возможностей инвестирования продолжится. «Обсуждение подобных вопросов станет возможно после того, как НПФ пройдут стресс-тестирование и в полной мере вступит в силу регулирование, касающееся системы управления рисками»,— сообщили вчера в пресс-службе ЦБ.

Павел Аксенов

kommersant.ru