Что делать с пенсионным возрастом

Разговоры о необходимости повышения в России пенсионного возраста ведутся не первый год. В правительстве единого мнения на этот счет долгое время не было, поскольку экономические и социальные министры, как правило, придерживались противоположных точек зрения. Однако с учетом нарастающих проблем в экономике и того обстоятельства, что на недавнем совещании в Кремле тему согласился обсуждать и сам президент, каких-то конкретных шагов в данном направлении стоит ждать уже в самое ближайшее время.

В Советском Союзе пенсионный возраст был установлен еще в 1932 году: для мужчин он составил 60 лет, для женщин — 55. С тех пор он ни разу не менялся.

Средняя продолжительность жизни в 30-х годах прошлого века была значительно ниже нынешней.

А большая часть советских граждан в возрасте за 55 и 60 лет, по некоторым данным, была нетрудоспособной, поэтому выплата пенсионных пособий стала необходимым средством поддержания их жизни.

С советских времен нам и достался в наследство стереотип, что пенсионный возраст является некой вехой, делящей жизнь на два этапа: сначала ты активный работающий член общества, а с какого-то дня ты — на заслуженном отдыхе. Хотя, с учетом реального уровня пенсий, второй этап жизни скорее можно назвать выживанием, чем отдыхом. Многие пенсионеры вынуждены продолжать работу, чтобы обеспечить себя. Впрочем, встречается и несколько иной подход: те граждане, которые с наступлением пенсионного возраста все еще ощущают себя активными, полными сил — продолжают работать. Всех ведь не причешешь «под одну гребенку»: один может чувствовать себя «на все сто» в свои семьдесят, а другой уже в пятьдесят мечтает уйти на покой.

Следует отметить, что за прошедшие десятилетия средняя продолжительность жизни в нашей стране возросла лет на двадцать — особенно резко этот показатель вырос за период 2003-2013 годов. Несмотря на это, показатель пенсионного возраста в России ни разу не пересматривался (если не считать его косвенным повышением возможность более позднего выхода на пенсию, предусмотренную новой пенсионной формулой 2015 года).

В результате роста средней продолжительности жизни порог выхода на пенсию уже подняли и продолжают поднимать многие европейские страны.

Такая мера стала ответом на глобальную тенденцию старения населения и была вызвана необходимостью сбалансировать интересы работающих и пенсионеров.

Некоторые страны, — например, Франция, — прошли через бурную общественную дискуссию, и политики приняли непопулярные решения, последствия которых скажутся через десятки лет. В Германии вступил в силу закон, который наращивает пенсионный возраст с текущих 65 лет до 67 лет. Эта планка будет достигнута к 2030 году: пенсионный возраст повышается не сразу, а постепенно, на несколько месяцев за год. В Дании тоже идет процесс увеличения возраста выхода на пенсию: к 2060 году в этой стране будет самый высокий показатель — 72,5 года. В Латвии пенсионный возраст начал повышаться с 1 января 2014 на три месяца ежегодно, и достигнет к 2025 году отметки в 65 лет против нынешних 62 лет. Китай планирует повысить возраст выхода на пенсию впервые с 1950 года (сейчас это 50 лет для большинства женщин и 60 лет для мужчин). С 2013 года возрастной порог выхода на пенсию повышается и в Японии — с 61 года до 65 лет.

Пенсионный возраст не единственный механизм балансировки пенсионной системы

Несмотря на наличие нормативного пенсионного возраста, большинство пенсионных систем допускают как досрочный выход на пенсию так, и отложенный (более поздний). Размер пенсии в таких ситуациях, соответственно, будет меньше или больше по сравнению с установленным при достижении пенсионного возраста.

Все помнят, что в 2011 году российское правительство сократило размер страховых взносов с 26% до 22%.

Финансовые последствия такого решения можно сравнить со снижением пенсионного возраста на 3 года.

От СССР российская пенсионная система унаследовала практику досрочного выхода на пенсию. Правом на получение досрочной пенсии обладают работники отдельных отраслей с низким уровнем оплаты труда (в частности, врачи и учителя): через механизм выплаты пенсии стимулируется их занятость. Еще один пример — стимулирование досрочными пенсиями работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях (около 70% территории страны). Досрочные пенсии назначаются также в связи с вредными и опасными условиями труда.

Хотя современные технологии позволили существенно улучшить условия труда по сравнению с советскими временами, пенсионные льготы остались. Общая статистика свидетельствует, что до 30% работников выходят на пенсию со снижением пенсионного возраста.

Кроме того, низкий общий уровень пенсий связан еще и с тем, что за счет пенсионного бюджета принимаются решения стимулировать отдельные категории бизнеса. Например, устанавливается пониженный размер страховых взносов для компаний-разработчиков программного обеспечения. Это скрытое субсидирование и перераспределение средств внутри пенсионной системы. Пенсионные права должны быть пропорциональны страховым взносам, в то время как на практике обычные работники получают чуть меньше, а работники специализированных компаний — чуть больше.

Этот пример справедлив для всех категорий «досрочников»: период уплаты взносов у них меньше, а период выплаты им — больше. Дисбаланс тарифа и пенсионных прав решается за счет перераспределений внутри пенсионной системы, но в большей степени ущемляются права тех, кто вышел на пенсию вовремя.

Аналогичный пример — фиксированный сбор с индивидуальных предпринимателей.

Если взять соотношение размера взноса и пенсионных прав рядового участника пенсионной системы и сравнить с ИП, то мы увидим явную диспропорцию, которая в будущем приведет к субсидированию этой категории пенсионеров за счет снижения размеров пенсий обычных граждан. «Популистский» подход превалирует над здравым смыслом и экономическим расчетом.

Пенсионный возраст нельзя рассматривать в отрыве от рынка труда

Существуют объективные процессы обновления кадров. Люди заканчивают трудовую деятельность, уходят на пенсию и освобождают рабочие места для молодых. Есть риск, что в случае увеличения пенсионного возраста для молодых людей сократятся возможности профессионального роста и, соответственно, роста доходов.

Изменение пенсионного возраста не может не повлиять и на безработицу. Существует объективный спрос на специалистов. По отдельным специальностям возможна ситуация, когда работающий ветеран-профессионал будет предпочтительнее начинающего специалиста. Таким образом, молодые люди могут оказаться без работы и без возможности ее найти.

С другой стороны, возможна и обратная ситуация. Уже сейчас известны многочисленные проблемы с трудоустройством людей предпенсионного возраста, которых не особенно жалуют работодатели. Таким образом, повышение пенсионного возраста приведет к избытку предложения на рынке труда. В обоих случаях результатом станет обращение на биржу труда за пособием.

Таким образом, оптимизация пенсионной системы может привести к росту расходов по другим направлениям социального страхования. Снижая выплаты пенсий, государство будет вынуждено увеличить расходы на пособия по безработице.
forbes.ru