Акционерам НПФ грозят репутационные иски

На российском финансовом рынке продолжается унификация надзорных и регулятивных
требований к различным участникам. Так, планируется наделить ЦБ правом в случае
выявленных нарушений через суд уменьшать долю акционеров негосударственных пенсионных
фондов (НПФ) до 10% и ниже — подобно тому, как регулятор может действовать в отношении
владельцев банков. Участники рынка опасаются, что это приведет к попыткам запутать
регулятора в структуре владения НПФ.

О готовящихся нововведениях в области регулирования и надзора на рынке НПФ свидетельствует
разработанный Минфином проект поправок к закону о негосударственных пенсионных
фондах (есть в распоряжении «Ъ»). Поправки касаются «совершенствования обязательных
требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам».

Согласно документу, в закон вводится новая статья — с требованиями к лицам, имеющим
право распоряжаться 10% акций и более, составляющих уставный капитал фонда. Таким
акционерам НПФ нельзя будет располагаться в офшорах: ими не смогут быть юридические
лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих
раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

Кроме того, законопроект вводит требования к деловой репутации владельцев более
чем 10-процентной долей НПФ. Ими не смогут быть юридическое лицо, если у него
или у общества, имеющего более 20% его голосующих акций, из-за нарушений была
аннулирована лицензия на осуществление финансовой деятельности (если с момента
аннулирования прошло менее трех лет), а также лица, не соответствующие требованиям
к деловой репутации и (или) финансовому положению.

При наступлении обстоятельств, влекущих несоответствие требованиям к финансовому
положению или деловой репутации, акционер обязан уведомить об этом фонд, а фонд
— Банк России. Предполагается, что ЦБ будет направлять акционерам предписание
с требованием об устранении нарушения. В случае неисполнения предписания ЦБ вправе
в судебном порядке требовать уменьшения их участия в уставном капитале фонда до
размера, не превышающего 10% голосующих акций, либо прекращения права прямо или
косвенно распоряжаться 10% и более голосов.

Предлагаемые требования в целом соответствуют предъявляемым регулятором к владельцам
банков. Однако некоторые участники пенсионного рынка, находящегося в стадии формирования
акционерных отношений, восприняли предлагаемые нормы как серьезное ограничение.
«У акционера ухудшилось финансовое положение по объективным, макроэкономическим
обстоятельствам — а ему за это больше не дают права голосовать более чем 10% акций,
либо в судебном порядке уменьшают его пакет. Это, конечно, очень резкий подход»,—
полагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
«На первый взгляд ничего критичного в нововведениях нет, ужесточение требований
вполне соответствует тенденции унификации правил игры на банковском и пенсионном
рынке»,— не согласна гендиректор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.

Отметим, что в части принудительного снижения доли акционеров пенсионный законопроект
даже мягче банковского законодательства: в случае с банками ЦБ имеет право принудительно
снизить долю акционера и без суда (см. справку). «У НПФ опции по уменьшению доли
сразу после выявления нарушений не предполагается, возможно, потому, что это новый
рынок и к нему более лояльный подход»,— полагает партнер компании «Яковлев и партнеры»
Игорь Дубов.

Насколько активно регулятор будет пользоваться своим правом принудительного снижения
доли акционеров НПФ, сейчас понять невозможно: практика банковского рынка пока
не показательна. «Такие права в отношении банковских акционеров Банк России получил
с 2014 года, и прецедентов пока нет»,— отмечает руководитель группы банковской
практики «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова. Она уточняет, что в случае с банками
достаточно эффективной мерой является не снижение доли, а ограничение прав на
общих собраниях акционеров.

По словам гендиректора НПФ «Участие» Сергея Зыцаря, для регулятора один из ключевых
вопросов при проверке фонда — это состав акционеров и связанные стороны. «Новые
требования и потенциальные санкции могут привести к тому, что некоторые участники
рынка попытаются раздробить доли и усложнить схемы владения акциями»,— полагает
он. Однако, по мнению Лидии Горшковой, у Банка России за последние годы появился
очень большой опыт выявления реальных бенефициаров банков. Попытки банков раскрывать
бенефициаров в труднодоступных разделах своих сайтов, представление многоступенчатых
и запутанных схем — все это для регулятора пройденный этап, и вряд ли пенсионные
фонды сумеют на этом уровне скрыть от ЦБ реальных акционеров.

В пресс-службе Банка России вчера не смогли прокомментировать законопроект.

Мария Яковлева

kommersant.ru