RAEX (Эксперт РА): активы НПФ по итогам 2015 года стали сопоставимы с пятой частью инвестиций в основной капитал страны

«Рынок НПФ в 2015 году составил 3 трлн рублей, или порядка 4% ВВП России. Кроме того, НПФ стали настолько крупными инвесторами, что их активы уже сопоставимы с пятой частью инвестиций в основной капитал страны, – отметил Павел Митрофанов, управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX (Эксперт РА). – Это значит, что пенсионные средства могут и, на наш взгляд, должны быть важным инструментом. Сегодня более половины накоплений и около половины резервов размещены в корпоративные акции и облигации. С учетом депозитов на банки приходится 40% пенсионных накоплений и около половины пенсионных резервов. Однако сами фонды хотят инвестировать в инфраструктурные проекты. Поэтому вопрос появления таких качественных проектов сегодня является одним из сдерживающих факторов, ограничивающих инвестиционный потенциал фондов. Повысить участие пенсионных средств в развитии экономики может введение добровольной накопительной системы. По нашей оценке, 1% на добровольную накопительную систему от средней заработной платы РФ по 30 млн застрахованных лиц – клиентов НПФ даст рынку за 1 год дополнительные 150 млрд рублей».

Участники панельной дискуссии обсудили дальнейшее развитие архитектуры пенсионного рынка. Своим мнением поделился Константин Угрюмов, президент НАПФ: «Сегодня речь идет об уничтожении целых элементов пенсионной системы ради спасения бюджета РФ. Шансов спасти накопительный элемент немного, поэтому система последовательно разрушается. Взамен же предлагается так называемая квазиобязательна я система. Для людей с низкими заработками она вряд ли будет популярной из-за низкой эффективности, а для людей с высокими заработками не будет интересна, поскольку государство последовательно и неоднократно обманывало своих граждан, нарушая свои обязательства. Поэтому сегодня мы должны говорить в первую очередь о возвращении доверия населения к пенсионным институтам, в том числе и НПФ».

«В наших руках – более активно доносить до граждан мысль о том, что уже 30 млн человек стали клиентами негосударственны х пенсионных фондов, – прокомментировал Николай Сидоров, генеральный директор АО «НПФ «БУДУЩЕЕ». – Вопрос доверия в этой отрасли один из ключевых, поэтому основное, что мы все вместе можем делать, – это доводить и до клиентов, и до участников рынка то, что сохранение обязательного пенсионного страхования – это, во-первых, важно, а во-вторых, возможно».

«Нельзя быть заложниками процесса, – подчеркнул Сергей Беляков, председатель совета АНПФ. – Наша позиция должна быть ясной для трех категорий: для гражданина, для государства и для экономики в целом. Тогда мы сможем четко оценивать последствия каждого решения. Важным также является вопрос целеполагания – например, у Минфина и коллег из социального блока оно разное. У последних главное – решить проблемы сегодняшнего дня и выплат текущим пенсионерам. Вопрос к государству как к регулятору – развитие рынка НПФ, чтобы у гражданина, как у вкладчика, был выбор, куда проинвестировать свои деньги, чтобы получить через время доход».

Игнат Игнатьев, директор департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ, напомнил, что в мае прошлого года было принято решение о сохранении накопительной составляющей в ОПС и пока других решений не поступало: «Трехлетний мораторий представляло Министерство финансов, поэтому я считаю не совсем корректным прикрываться позицией только социального блока. Есть проблемы, и мы их не отрицаем, но даже с учетом моратория произведена 4-процентная индексация. Сегодня наши предложения касаются досрочных пенсий – за предприятиями должно оставаться право выбора уплаты тарифов в ПФР либо в НПФ. Что касается стимулирования, то прорабатываются дополнительные налоговые льготы, но с учетом существующей бюджетной ситуации это скорее планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу».

Евгений Якушев, председатель совета директоров НПФ «Европейский пенсионный фонд», добавил, что ежегодно на пенсию уходит 500 тысяч человек. «Это значит, что экономически активное население, уплачивающее взносы сокращается, а количество пенсионеров растет, что приводит к росту дополнительных расходов ПФР. Проблема накопительной системы – это то, что в рамках страховой системы забыли про демографию и про то, что население стареет. Это единственный аргумент, почему накопительная система не нужна. Заменить ее на квазидобровольную – значит изменить источник, а институты и регуляторы останутся те же»

Ваш Пенсионный Брокер

(по информации Эксперт РА)