Григорий Дегтярев: Судьба средств в Стабилизационном фонде во многом аналогична судьбе пенсионных накоплений

Григорий Павлович, на 1 января 2005 года 75% из 97,7 млрд. рублей пенсионных накоплений, переданных управляющим компаниям, инвестировано в рублевые гособлигации. Частные управляющие компании инвестировали в рынок госдолга 505 млн. рублей. К концу 2014 года объем средств накопительной части пенсионной системы по прогнозам Пенсионного фонда, составит более 2,6 трлн. рублей, а с учетом полученных доходов – 3 трлн. рублей. В свою очередь, внутренний госдолг будет прирастать значительно медленнее, чем пенсионные накопления и составит к концу 2014 года 2,47 трлн. рублей. Объем пенсионных накоплений через несколько лет может «задавить» рынок госдолга. Можно ли ждать негативных последствий от инвестирования пенсионных накоплений в государственные бумаги, и какие, собственно, это могут быть последствия?

Архаичность реформаторства

Вопрос о влиянии пенсионных накоплений на состояние внутреннего государственного долга в будущем интересен. Такое влияние можно оценить с нескольких позиций.

Во-первых, насколько остро нуждается государство во внутренних заимствованиях? Если нуждается, то, для каких целей – на покрытие дефицита бюджета, на долгосрочные инвестиционные проекты и программы, на выполнение текущих государственных обязательств и т.д.?

Во-вторых, насколько дорого обходится обслуживание государственного долга? Желательно, чтобы средства стоили как можно дешевле, т.е. заимствование осуществлялось под невысокий процент. К этому должен стремиться орган, уполномоченный вести государственный долг, будь то внутренний или внешний. Это – с позиций государственной бережливости.

Пенсионные же накопления имеют совершенно иную природу и предназначение. Для того чтобы стать реальной, весомой частью будущей пенсии они должны значимо прирастать, приумножаться, преумножаться, т.е. заимствоваться, вкладываться, инвестироваться под возможно более высокий процент. Во всяком случае, не ниже уровня инфляции в стране. Иначе покупательная способность даже взносов на будущую накопительную часть трудовой пенсии будут таять, скукоживаться, съеживаться как шагреневая кожа.

Пенсионные накопления могут иметь и другое предназначение. А именно, использоваться для социальных нужд. Например, для кредитования строительства жилья. В конце XIX века, когда было введено социальное страхование в Германии, строительство жилья для рабочих интенсивно осуществлялось как раз за счет пенсионных денег. Еще раньше в Российской Империи горнозаводские товарищества под весьма жесткие гарантии выдавали ссуды заводским рабочим на строительство жилья.

Введение пенсионного страхования позволило сформировать значительные страховые резервы. Но тогда была другая ситуация и позиция в отношении этих средств тоже была другой. В чем она заключалась? Это – социальные деньги, и они под невысокий процент предоставлялись на социальные нужды рабочих, т.е. тем, кто платил страховые взносы, и в пользу кого платили работодатели. Это было резонно и понятно. Никто не говорил о том, что временно свободные пенсионные средства должны значительно прирастать, чтобы тем самым обеспечить приемлемый уровень пенсий в будущем, когда застрахованное лицо выйдет на пенсию. Достойный уровень пенсии обеспечивался благодаря солидарности поколений и установлению соответствующих страховых тарифов.

В современной российской ситуации, судя по всему, даже не предпринималась попытка адекватно и всесторонне оценить последствия принятия решения о введении обязательных пенсионных накоплений. Реформаторы не утруждали себя профессионально трудным интеллектуальным поиском ответов на непростые вопросы, не имеющих упрощенного однозначного решения. Они однолинейно полагали, что застрахованные лица проявят бурную активность, выберут негосударственные (частные) управляющие компании (ЧУКи) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и передадут им значительную часть пенсионных накоплений, которые и вложат их, в основном на фондовом рынке. И, тем самым, снимут головную боль государственных мужей по поводу того, куда же девать пенсионные деньги. Хотя не менее труден и весьма ответственен вопрос о том, в состоянии ли фондовый рынок переварить огромную массу пенсионных денег и не приведет ли это к невосполнимым потерям из-за значительных финансовых и политических рисков?

В однолинейности и упрощенности принимаемых решений проявляется архаизм реформаторства, неспособность к системному мышлению и систематичности, неукоснительной последовательности и согласованности действий. Ожидания реформаторов не оправдались. Только крайне незначительная часть застрахованных лиц выбрала ЧУКи, да и то не осознанный, личный, а в основном корпоративный, по указанию своего начальства. Основная же масса застрахованных проявила пассивность, привычно недоверчиво относясь к деяниям властей. Они попали в разряд «молчунов». Пенсионный фонд России (ПФР) был «вынужден» передавать подавляющую часть пенсионных накоплений государственной управляющей компании (ГУК). Таковой назначен Внешэкономбанк СССР (ВЭБ), статус которого не вписывается в современное российское законодательство. ГУК размещает пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, тем самым, увеличивая государственный долг. В то же время ВЭБ назначен обслуживать внешний государственный долг.

Неутешительные результаты не размещения и размещения пенсионных денег

Вложения пенсионных денег в государственные ценные бумаги имеют уже определенную, хотя и непродолжительную, но далеко не благостную историю. На 1 января 2000 года переходящий остаток средств ПФР равнялся 98,3 млрд. рублей. Но эти средства так и не были размещены. Во всяком случае, об этом официально и публично не было заявлено. Эти средства неутомимо съедала инфляция, которая составила в 2000 году 20,2%. Каждый может посчитать к каким невосполнимым потерям ведет снижение покупательной способности лежащих мертвым грузом пенсионных денег.

На 1 января 2001 года переходящий остаток средств ПФР уже составил 115,6 млрд. рублей. Правительство проявило определенную, хотя и весьма запоздалую, озабоченность и обеспокоенность по поводу пенсионных средств, приняв в июне 2001 года постановление, согласно которому в целях сохранения и прироста временно свободных средств ПФР было разрешено направлять их на приобретение государственных ценных бумаг по утверждаемому также Правительством перечню и в объемах. Однако такой перечень так и не появился.

В 2001 году в государственные ценные бумаги была размещена лишь незначительная часть остатка временно свободных пенсионных средств. Законом об исполнении бюджета ПФР за 2001 год установлено, что размер переходящего остатка средств в государственных ценных бумагах и ценных бумагах кредитных организаций по состоянию на 1 января 2002 года составил всего лишь 14,7 млрд. рублей. Неизвестна доля государственных ценных бумаг в этом остатке. Можно лишь предположить, что в них было вложено не более 10% временно свободных пенсионных средств. Остальная часть – более 100 млрд. рублей — неутомимо подтачивалась инфляцией, которая составила в 2001 году 18,6%. Публично не раскрыта информация о том, какой же доход был получен от временного размещения.

С 2002 года наряду с временно свободными средствами, которые стали именоваться резервом бюджета ПФР, стали аккумулироваться и взносы на накопительную часть трудовой пенсии, которые также подлежали временному размещению в государственные ценные бумаги до их передачи управляющим компаниям и НПФ. Агентами ПФР по временному размещению были назначены Центральный банк России (ЦБР) в рублевые бумаги и ВЭБ в еврооблигации. Не был обеспечен раздельный учет средств резерва бюджета ПФР и взносов на накопительную часть. Решения о размещении поступивших средств принимались со значительной задержкой, что также вело к неоправданным потерям.

Из-за отсутствия внятной и достаточно полной информации весьма затруднительно выявить этапы временного размещения. Некоторое представление о деятельности ВЭБ можно составить на основании сведений о чистом финансовом результате (ЧФР) от временного размещения, который определяется как разность между полученным доходом и произведенными расходами за расчетный период. Минфином России установлен порядок расчета ЧФР и введен коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, исчисляемый с точностью до двенадцатого знака после запятой!

Постановлением правления ПФР от 15 марта 2004 года утверждены ЧФР, полученный от временного размещения взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года, и коэффициент прироста в размере 0,400462174762. Т.е. на каждый рубль взносов за истекший период (январь 2002 – март 2004 гг.) получен прирост в 40 копеек. Именно столь значительная величина прироста (не только по количеству знаков после запятой!) побудила руководство ВЭБ и ПФР неоднократно публично заявить об успешности, с высоким уровнем доходности, превышающем уровень инфляции в стране, который составил в 2003 году – 12% — временного размещения взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Но выявились нестыковки. Согласно закону об исполнении бюджета ПФР за 2002 год страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2002 году составили почти 37,9 млрд. рублей, из которых на временное размещение было передано только 34,9 млрд. рублей. А из приведенного выше постановления правления ПФР следует, что в качестве средств пенсионных накоплений были временно размещены почти 41,3 млрд. рублей. Откуда взялись «лишние» более 6 млрд. рублей пенсионных накоплений 2002 года, направленных на временное размещение, неясно: либо в них включены средства резерва бюджета ПФР, либо страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в ПФР в 2003 году. Такое своеобразное непрозрачное, перекрестное кросс- субсидирование. Объявленная полученная доходность за истекший период временного размещения составила 13866,83 млн. рублей, а чистый финансовый результат — 13489,03 млн. рублей.

По данным ПФР в 2003 году было временно размещено в государственные ценные бумаги страховых взносов на сумму свыше 82,3 млрд. рублей, в том числе свыше 46,8 млрд. рублей взносов, поступивших в 2003 году на накопительную часть трудовой пенсии. По итогам временного размещения взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в течение 2003 года, складывается совершенно иная картина. Информация по этому поводу более сдержанна и лаконична. Расчет ЧФР не представлен. Распоряжением Правления ПФР от 11 октября 2004 лишь утвержден размер чистого финансового результата, который составил 1884146784 руб. 20 коп., и коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 0,040241135374. Всего 4 копейки на каждый рубль вложенных средств! Гораздо ниже уровня инфляции в 2003-2004 гг. Налицо прямые инфляционные потери временного размещения. Об этом лучше скромно промолчать и публично не объявлять.

Как складывались эти потери? Расчеты на основании данных, представленных Счетной палатой, показывают, что средний курс доллара при конвертации перечисленных ПФР ВЭБу пенсионных средств для временного размещения в еврооблигации, составил 33,1943 рубля за доллар США (!?). Рубль никогда не опускался до такого уровня. Но, тем не менее, таковы результаты… Тогда как курс доллара при последующей продаже части ценных бумаг, и перечислении рублевой выручки на счет ПФР, соответственно, составил 28,6142 долларов США. Потери ПФР только вследствие конвертации составили почти 5 млрд. рублей!!

В 2004 году ПФР было временно размещено свыше 154,3 млрд. рублей, в том числе взносов на накопительную часть трудовой пенсии чуть более 72 млрд. рублей. На 1 мая 2005 года временно размещенными оставались пенсионные деньги на сумму 97,4 млрд. рублей.

В конце 2005 года мы узнаем об итогах размещения взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в 2004 году.

В марте-апреле 2004 года ПФР перечислил ВЭБу, как ГУКу, 45,56 млрд. рублей пенсионных накоплений 40,7 млн. «молчунов», а 55 ЧУКам 1,6 млрд. рублей пенсионных накоплений 0,6 млн. будущих пенсионеров, реализовавших свое право выбора. ЧУКи также предпочитают держать значительную часть переданных им незначительных пенсионных накоплений (1,6 млрд. рублей – 3,4%) в государственных ценных бумагах (0,5 млрд. рублей – 31,3%).

Прошел год. Пора подводить итоги. Они также не утешительны. По данным ПФР инвестиционный доход, полученный почти за 9 месяцев 2004 года всеми управляющими компаниями, составил 3328,0 млн. рублей, в том числе ГУКом — 3246,2 млн. рублей и ЧуКами – 81,8 млн. рублей. Порядка 10% этих средств будет направлено на выплаты только комиссионных вознаграждений управляющим компаниям. Есть и другие расходы. «Грязный» прирост средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении, по состоянию на 31 декабря 2004 года составил около 3,051%, в том числе ГУКом – 3,087%, ЧУКами – 1,914%.

И в данном случае, безусловно, следует говорить о значительных прямых инфляционных потерях инвестирования пенсионных накоплений. Таково, далеко не радужное, начало работы с пенсионными накоплениями, которые оптимисты пытаются объяснить: «за один год большой революции в этой сфере не произойдет». Но год уже не один. Да и революции не нужны. Нужна повседневная, рутинная работа, а не революционные порывы и прорывы. Необходимо неукоснительное следование непреложному правилу: введение пенсионных накоплений можно начинать лишь тогда, когда доходность их размещения и инвестирования регулярно, из года в год, будет превышать уровень инфляции в стране. В противном случае неизбежны реальные инфляционные потери, и лишь только виртуальные, воображаемые выигрыши. Воображение не должно подменять реальность.

Пока же пенсионные накопления съеживаются, а не прирастают. При высоком уровне инфляции в стране на их росте можно поставить крест на весьма продолжительное и неопределенное время. В недавнем бюджетном послании Президента проблеме снижения инфляции уделяется значительное внимание.

В начале 2005 года ПФР передал в доверительное управление средства пенсионных накоплений 2003 года управляющим компаниям в объеме 48398,5 млн. руб., в том числе ГУКу 46810,9 млн. руб. (96,7%) и ЧУКам 1587,6 млн. рублей (3,3%).

Судьба громадных средств, аккумулированных в Стабилизационном фонде во многом аналогична судьбе пенсионных накоплений. Их также неутомимо подтачивает инфляция. Счетная палата неоднократно указывала на то, что «деньги там лежат без движения, и при этом государство еще и заимствует средства» под достаточно высокие проценты. На 1 мая 2005 года объем средств Стабилизационного фонда составил 858 млрд. рублей. Следует отметить, что по странному и необъяснимому, мистическому совпадению государственный внутренний долг на 1 мая 2005 года превысил 803 млрд. Только за 4 месяца 2005 года он вырос более чем на 46 млрд. рублей. По прогнозам МЭРТ на 1 января 2006 года средства Стабилизационного фонда составят 1,5-1,6 трлн. рублей, т.е. почти удвоятся.

В феврале 2005 года Счетная палата представила выводы по отчету о ходе исполнения федерального бюджета за 2005 год, согласно которым потери Стабилизационного фонда из-за инфляции составили 23 млрд. рублей. В течение 2004 г. его средства не размещались. Незамедлительная и вполне предсказуемая реакция Минфина России свелась к обвинению Счетной палаты в некомпетентности и незнании действующего законодательства, отдающего средства Стабилизационного фонда на съедение инфляции.

Только 30 октября 2004 года Правительством были утверждены порядок управления и правила размещения средств Стабилизационного фонда, которые так и не были реализованы в 2004 году. Предлагается вкладывать эти средства в высоконадежные зарубежные активы. Хотя платить по собственным долгам 8% годовых и ссужать, например, федеральное казначейство США под 4% – мягко говоря, не очень логично. Но действия высокопоставленных чиновников часто обосновывается однобокими и примитивными аргументами. Огромный безмолвно зловещий денежный навес активизировал деятельность Минфина России по досрочному погашению государственного внешнего долга Парижскому клубу. Виртуальные выигрыши и реальные потери такой активности еще предстоит оценить. Вообще говоря, при высоком уровне инфляции выгодно жить в долг.

Громаден уровень золотовалютных резервов Центробанка, составляющие на сегодня почти $140 млрд, «Лишние» средства в государственной казне имеются и вне Стабилизационного фонда. Из года в год Минфин России в своих прогнозах занижает уровень бюджетного профицита, сохранение которого сомнительно. На 2005 год профицит запланирован в размере 278,1 млрд руб., или 1,5% ВВП. А в 2004 году профицит вновь оказался существенно выше ожидаемого, что потребовало принятия в ноябре специального закона о распределении дополнительных доходов федерального бюджета в размере 531 млрд. рублей.

Так что «лишних» денег в стране очень много. Но они крайне нерационально используются, либо вообще никак не используются. Считается, что они являются своеобразным антиинфляционным якорем. Но, тем не менее, этот якорь не в состоянии противодействовать инфляционному шторму, который никак не утихает.

Обслуживание государственного, прежде всего внутреннего, долга обходится дорого. Из-за отсутствия полноценной информации можно лишь приблизительно оценить расходы федерального бюджета на обслуживание заимствования пенсионных средств в 2001-2005 гг. в размере порядка 80 млрд. рублей. В соответствии с законами об исполнении бюджетов ПФР в 2001-2003 гг. произведены фактические расходы в размере свыше 24 млрд. рублей. Почти 55 млрд. рублей составят расходы в 2004-2005 гг. в части только временного размещения резерва, не учитывая расходы, связанные с заимствованием пенсионных накоплений, размещаемых управляющими компаниями в 2004-2005 гг.

В то же время, начиная с 2005 года, федеральный бюджет будет выделять значительные средства для покрытия стремительно растущего дефицита средств ПФР, направляемых на выполнение текущих пенсионных обязательств. Из Стабилизационного фонда на эти цели в 2005 году будет направлено 74 млрд. рублей.

В результате оказывается, что, с одной стороны, федеральный бюджет заимствует пенсионные средства, значительно увеличивая государственный внутренний долг и платя высокие проценты, а с другой стороны, предоставляет субвенции. Это — рачительная система? Нет. Это – крайне нерациональная система, окруженная массой посредников, в меру своих аппетитов «откусывающих» от пенсионного пирога значительные куски. Это — крайне неэффективная и дорогостоящая система.

А кроме государственных ценных бумаг, куда еще можно вложить?

Идут многочисленные разговоры об инвестировании длинных пенсионных денег в жилищное строительство, в долгосрочные инвестиционные инфраструктурные проекты. Но ипотечное кредитование «не идет» по той простой причине, что процентные ставки по предоставляемым кредитам не могут быть ниже уровня инфляции. Кредиторы не могут работать себе в убыток. Если представлять пенсионные накопления под невысокие, ниже уровня инфляции, проценты, то будем иметь то, что уже имеем – их потерю. Тогда надо радикально менять представление о предназначении пенсионных накоплений не как о будущей значимой и весомой добавке к трудовой пенсии, а рассматривать их лишь как средство решения иных социальных проблем.

Счетная палата констатировала, что проблема инвестирования средств ПФР не должна решаться «за счет увеличения процентных расходов федерального бюджета: налицо классический конфликт интересов». Считается, что снятие конфликта можно достичь законодательным разрешением «по аналогии с золотовалютными резервами Банка России и финансовым резервом федерального бюджета, прямого инвестирования средств» ПФР в «высоколиквидные иностранные финансовые активы под управлением Банка России». Данная рекомендация фактически означает, что пенсионные деньги будут способствовать развитию других стран, и несостоятельность идеи инвестирования пенсионных накоплений в отечественное народное хозяйство. Таковы выводы и результаты, весьма далекие от первоначально заявленных, и серьезнейшие проблемы, порождаемые стремительно нарастающими пенсионными накоплениями.

По поводу прогнозов на вроде бы не столь отдаленный 2014 год трудно что-либо определенное сказать. Правила игры у нас, в том числе и на пенсионном поле, часто меняются. Так с этого года лишились права на дальнейшие пенсионные накопления застрахованные лица старше 1967 года рождения.

В связи со стремительным нарастанием дефицита средств ПФР на текущие пенсионные выплаты наиболее вероятен прогноз, что вскоре на его покрытие будут направлены и пенсионные накопления. На индивидуальных лицевых счетах будут отражаться лишь виртуальные пенсионные накопления и, возможно, они будут ежегодно увеличиваться на определенный процент. Поскольку массовое начало выплат и накопительной части трудовой пенсии начнется не ранее 2027 года, то в такие виртуальные игры государству можно и поиграть. В надежде, что в будущем появятся иные финансовые источники, которые могут быть направлены на выполнение обязательств по пенсионным накоплениям. А средства будут оставаться у ПФР и использоваться на текущие нужды. Так, собственно, уже и произошло в Китае.

Все многочисленные метания по поводу того, куда пристроить пенсионные накопления, беспочвенны.

Размещение во внутренние займы региональных и муниципальных образований ведет к аналогичным проблемам, что и в ценные бумаги федерального уровня.

Желание Минфина России передать и деньги «молчунов» ЧУКам и НПФ также не вершина глубокомыслия. Бессмысленно и крайне рискованно вбрасывать пенсионный накопления на тот фондовый рынок, который есть у нас сейчас. Не решены и другие проблемы. Так ВЭБ получает средства для временного размещения пенсионных денег. Потом он продает купленные государственные ценные бумаги, переводит их ПФР, который крайне незначительную часть этих средств переводит в ЧУКи и НПФы. А все остальные деньги опять возвращает ВЭБу, который вновь их размещает в государственные ценные бумаги. Значительны издержки таких закупок и продаж, на которых зарабатывают лишь многочисленные посредники. Создана крайне нерациональная, расточительная система. А деньги требуют рачительного, рационального и оптимального использования — и средства Стабилизационного фонда, и пенсионные средства, и бюджетный профицит и золотовалютные резервы ЦБ. Гобсевское затаривание и затоваривание денег, какими бы «глубокомысленными» теориями оно не мотивировалось, подавляет, угнетает экономику, сдерживает рост заработной платы и доходов, замораживает, консервирует бедность и нищету, порождает пассивность и безразличие.