Владимир Дмитриев: Предложения по расширению объектов инвестирования не новы. Главный вопрос заключается в том, в какой форме они будут утверждены и как именно станут реализовываться. Ранее мы неоднократно выходили в правительство с предложениями о снятии ряда установленных ограничений на инвестирование этих средств. В частности, просили отменить ограничение, которое разрешало приобретать на средства пенсионных накоплений еврооблигации только на бирже. Учитывая тот факт, что основной рынок евробондов — внебиржевой, эти облигации практически исключались из перечня разрешенных для вложения пенсионных накоплений активов. В конце прошлого года это решение было принято, что позволило нам увеличить объем валютных госбумаг в портфеле. Мы также являемся инициаторами расширения активов для инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компании за счет субфедеральных займов и корпоративных бумаг. Правительство вроде бы на это предложение откликнулось, но пока непонятно, каким образом и в каких объемах госкомпания будет допускаться к расширенному портфелю активов. В любом случае расширение перечня инструментов инвестирования можно произвести только путем внесения изменений в федеральный закон.
известия: А как вы отнеслись к предложению создать федеральный орган, определяющий, куда вкладывать средства «молчунов»?
Дмитриев: По сути предложено создать еще одну государственную управляющую компанию в лице некоего нового федерального органа, который будет отдавать средства «молчунов» частным управляющим компаниям и определять их инвестиционную политику. Зачем это делать — совершенно непонятно. Еще в процессе разработки системы инвестирования пенсионных накоплений было признано, что создание такого органа приведет к существенным дополнительным расходам государственных средств и никак не улучшит процесс инвестирования. Всего за три года проведения пенсионной реформы уже второй раз предлагается ее кардинально изменить. Будет ли это способствовать росту доверия населения к реформе? Однозначно — не будет. Сейчас есть одна госкомпания, есть частные управляющие компании, так дайте им проявить себя, дайте системе поработать так, чтобы население поняло, как управляют их пенсионными деньгами.
известия: Инициатором этих предложений является Минфин. С Внешэкономбанком они обсуждались?
Дмитриев: Нет. До вынесения вопроса на заседание правительства дискуссии на эту тему не проводилось. Не было обсуждения и на Общественном совете по инвестированию пенсионных накоплений, который был создан для этих целей. К обсуждению должны были быть привлечены все участники системы инвестирования .
известия: Как вы относитесь к увеличению доли частных управляющих компаний (УК) в управлении пенсионными накоплениями?
Дмитриев: Мы ни в коей мере не можем быть против этого процесса. Ведь пенсионная реформа , в том числе, задумывалась для того, чтобы обеспечить эффективность управления накопительной частью средств Пенсионного фонда. Другое дело, что процесс увеличения доли частных УК и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) должен быть объективным. А предложение на самом деле одно — быстро принять решение по стандартам раскрытия информации о результатах инвестирования и на основе открытости, доступности, достоверности информации постоянно вести разъяснительную работу.
известия: Что бы вы посоветовали частным инвесторам?
Дмитриев: Я не вижу оснований для того, чтобы сейчас принимать какие-то нестандартные решения. Говорить о том, что кто-то на рынке работает лучше или хуже, нельзя, а потому и оснований для того, чтобы как-то «дергаться», переводить свои накопления, я тоже не вижу. Но есть основания для того, чтобы все-таки государство вместе с управляющими компаниями и общественным советом оживили дискуссию и все-таки донесли до народа, чего мы хотим от пенсионной реформы. Это самое главное.
Мнения других участников рынка
Павел Теплухин, президент управляющей компании «Тройка Диалог»:
Проблема в том, что, может, намерения были хорошие, однако условия передачи средств «молчунов» частным компаниям не обозначены. Поэтому, конечно, надо советоваться, тем более что мы решаем общую триединую задачу. Во-первых, нужно, чтобы наконец реальный сектор получил длинный ресурс. Второе — нужно сделать так, чтобы граждане осознали ответственность за свое пенсионное будущее. Третья задача — развитие нашего финансового рынка, который находится в зачаточном состоянии. Пока же можно сказать, что предложения правительства хороши своей идеей, но реализовать их невозможно.
Вадим Сачков, генеральный директор управляющей компании «СОЛИД-Менеджмент»:
Для рынка решения правительства — хорошая новость. Но я не понимаю, каким образом будет осуществляться передача средств «молчунов» частным управляющим компаниям. И главное, каким образом у человека спросят, желает ли он перейти к «частнику». Возможно, для многих людей то, что они оставили свои средства в ВЭБе, — осознанное решение. Они просто больше доверяют государственной структуре. И если опять поменяют правила на ходу, не спросив у будущих пенсионеров, то они вообще могут разочароваться в управляющих компаниях и пенсионной реформе.
Финансовые известия (Москва)