|
07.09.2015 Фонд с лишним. Рейтинг самых результативных и неэффективных пенсионных служб
Хуже
Пенсионного фонда России работают только его аналоги из Польши и Украины,
следует из расчетов "Денег". Чтобы сравняться по эффективности с
большинством других стран, им стоило бы сократить численность сотрудников на
порядок.
АЛЕКСАНДР
ЗОТИН, МАКСИМ КВАША
Во
время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в
крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга —
всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США —
19,9 тыс., в Японии — 4,9 тыс., в Китае — 2,5 тыс. По числу
сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше (см. таблицу 2). Центробанки стали
объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи,
а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда
указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет
в системе ЦБ в других странах.
"Деньги"
попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других
крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за
различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще
одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение
возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше
120 тыс. человек.
"Деньги"
провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и
администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также
в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП
на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге
"Денег" оказался на третьем месте по неэффективности (см. таблицу 1).
100
тысяч против одного компьютера
"Пенсионный
фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью
компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.—
"Деньги")". Такое мнение полгода назад высказал о деятельности
Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников,
известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно
справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое
заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно
1 тыс. человек.
Но
лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия (см. диаграмму
1). Штат ПФР — 121 670 человек. Следующая по численности служба — Social
Security Administration в США — в два с лишним раза меньше по количеству
сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза
больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз
больше.
Штат
сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной
службы, в 122 раза. Как сказал "Деньгам" Ослунд, если
экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен
превышать 14 тыс. человек.
В
Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн),
пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс.
человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс.,
остальные работают по временным контрактам.
В
ответ на запрос "Денег" в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо
указал на естественное ограничение нашего сравнения. "Сравнивать можно
организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых
граждан,— ответили представители ПФР.— Вряд ли можно найти организацию, которая
совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу.
ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого
рождения. ПФР сегодня — это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и
социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав
100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан,
администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение
материнского капитала, а также его выплата".
Однако
за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций
социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице,
переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем
ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.
В
ответ на запрос "Денег" о возможности слияния функций этих двух
организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно
также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть
Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов.
Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ,
налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней
отчетности и издержкам.
Учет
пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование
страховых взносов — все это чаще всего делается и другими пенсионными службами.
Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются
39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники —
67,4 млн.
Впрочем,
разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и
100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный "компьютер
Ослунда" делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время.
Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии.
Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был
отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла
учетные данные миллионов пенсионеров.
В
ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность
сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних —
многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную
информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее
"справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного
труда". Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР.
"Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным
паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится
125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме
Комплексного решения — на 2701 человека меньше",— отмечается в докладе СП.
В
ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения
устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.
Раздутый
штат сотрудников ПФР — благодатная почва для различных махинаций. Например, мы
не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде,
а сколько — мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от
налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель
одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его
сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного
оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный —
трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые
души — бич не только ПФР, а всей госслужбы.
Армия
трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда
колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в
период 2013-го — два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При
этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР
приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые
работники обходятся меньшим, ну а руководство — большим. Впрочем, даже средний
показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует
утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного
сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и
нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно
быть меньше 4,5 кв. м.
Привыкших
к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый
климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна,
с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около
9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и
социального развития.
|