|
01.09.2014 Нужна ли пенсионным накоплениям свобода?
В дискуссии вокруг судьбы накопительного элемента формируется немало иллюзорных
представлений, которые стоит разобрать подробнее, чтобы не вводить никого в заблуждение.
Например, с чьей-то «легкой» руки все говорят о некоем изъятии пенсионных накоплений.
Но, строго говоря, никакого изъятия не происходит: Страховые взносы за граждан
полностью учитываются в страховой части пенсии, в любом случае фиксируются на
индивидуальном счете человека и увеличивают размер пенсии.
Еще муссируется тезис о том, что накопительная пенсия поможет закрыть демографическую
дыру. Экономические расчеты показывают, что, к сожалению, это не так. Дело не
только в том, что конечная доля обязательных пенсионных накоплений слишком мала,
чтобы вообще всерьез говорить о каком-то возмещении заработка накопительной пенсией
при выходе на пенсию. Например, средний размер накопительной части тех, кто вышел
на пенсии досрочно, сегодня не превышает 645 руб. в месяц, а пенсия в целом —
более 11 тыс. руб.
Но даже эта незначительная часть, как показали десять лет инвестирования средств
пенсионных накоплений, имеет свойство довольно сильно обесцениваться. И даже если
отдельные фонды иногда могут обыграть рынок и инфляцию, средняя доходность НПФ
колеблется в пределах 2–8%. Более того, один и тот же фонд может быть успешен
в один год и гораздо менее удачен в следующий. Простому же гражданину, рассчитывающему
на рост пенсионных накоплений, предлагается фактически сыграть в лотерею и отправить
страховые взносы в инвестиционное путешествие, гарантией в котором остается лишь
номинал. Индексация же страховой пенсии выше инфляции, напротив, есть безусловное
обязательство государства, определенное законом.
К тому же согласно положениям, которые утверждены в Стратегии долгосрочного развития
пенсионной системы, размер страховой пенсии к 2030 году должен достичь 2,5–3 прожиточных
минимумов. Новая пенсионная формула позволяет добиться этой цели. При этом достижение
параметра в два прожиточных минимума пенсионера намечено не позднее 2018 года.
С накопительной системой, в которой выплаты гарантируются только по номиналу,
таких показателей достичь проблематично.
Впрочем, куда более важным для некоторых экономистов кажется не спасение пенсии
конкретного человека, а создание инструмента по привлечению длинных денег, каким
должны были стать негосударственные пенсионные фонды по задумке архитекторов обязательных
накоплений. В настоящее время в системе пенсионных накоплений уже работает порядка
3 трлн руб. Соответственно, такой огромный ресурс уже сегодня, казалось бы, должен
позволять существующим финансовым институтам производить огромные финансовые вложения.
Однако же никакого золотого дождя инвестиций в реальную экономику не наблюдается.
Половина всех средств де-факто возвращается в государственный бюджет через инструмент
обязательств федерального займа. Еще около 40% накопительных средств оседают на
банковских депозитах.
Таким образом, даже существующие средства в принципе позволяют НПФ не просто
безбедно существовать, но на деле доказать тезис о том, что пенсионные деньги
могут принести экономический эффект и экономический рост.
Будущие же решения вокруг накопительного элемента должны учитывать мировой опыт.
Большинство развитых европейских стран, среди которых Германия и Франция, исходят
из того, что в пенсионной системе своим платежом участвует работник. То есть конкретный
человек, который мотивируется при заключении договора с НПФ теми гарантиями, которые
совпадают с его видением своего пенсионного будущего. В таком случае обязательство
НПФ гарантировано не только номиналом, но и определенной доходностью.
Поэтому перевод накопительного компонента в добровольную систему, в которой застрахованное
лицо само будет изучать имеющиеся на рынке предложения и контролировать результат,
заставит негосударственные пенсионные фонды более активно привлекать застрахованные
лица в свои финансовые институты. Это позволит дать толчок в совершенствовании
рынка НПФ, стимулировать рынок долгосрочного пенсионного страхования и станет
основой для развития второго уровня пенсионной системы, который также прописан
в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
rbcdaily.ru
|