|
22.09.2014 Вице-премьеры видят спасение в триллионе
Если главной экономической темой Международного инвестиционного форума в Сочи
стала стратегия развития в условиях санкций, то главной внутриполитической — вновь
пенсионная реформа. По данным "Ъ", Белый дом наряду с продлением пенсионного моратория
уже принял решение о передаче порядка 500 млрд руб. накоплений 2013 года в накопительный
сегмент пенсионной системы, но вопрос о еще 500 млрд руб. вряд ли будет решен
ранее весны 2015 года — эти средства вместе с ФНБ рассматриваются Белым домом
как резерв господдержки компаний в случае экономического обвала.
Вопрос о последствиях введения санкций против России вполне ожидаемо пересекся
с вопросом о судьбе накопительной части пенсионной системы. Члены правительства
прилетели в Сочи сразу после утверждения в Белом доме проекта федерального бюджета
на 2015-2017 годы. Но бюджет Пенсионного фонда (это подтвердил глава ПФР Антон
Дроздов) утвержден был только "в целом" — Минфин не согласовал параметры трансфертов
ПФР на 2016-2017 годы. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что решение
о пенсионном моратории на 2015 год правительство приняло вынужденно — альтернативой
ему было только повышение налогов.
Речь идет не столько о недостаточности действующих тарифов взносов в пенсионный
фонд, сколько о желании правительства иметь резервы расходов — и на выполнение
госпрограмм, и на поддержку госкомпаний, пострадавших от санкций. Как писал "Ъ"
15 сентября, Минфин предложил Белому дому исполнять бюджеты 2014 года и частично
2015 года в особом режиме. Средства, сэкономленные на пенсионном моратории за
2014 год (243 млрд руб.), Минфин исходно объявил зарезервированными под госпрограмму
развития Крыма, но де-факто расходы на Крым были отложены, а девальвация рубля
дала Белому дому новые рублевые доходы. Продление моратория на 2015 год — это
еще 309 млрд руб. резерва. Таким образом, в 2015 году Белый дом имеет возможность
только за счет пенсионного моратория оперировать около 1 трлн руб.
Сумма, сама по себе макроэкономически значимая, важна и для каждого из крупных
участников бюджетной игры, которая в этой части продолжится с большой вероятностью
до осени 2015 года. Для вице-премьера Ольги Голодец и возглавляемого ею соцблока
правительства "резервный триллион" позволяет приблизиться к задаче повышения пенсий
до двух прожиточных минимумов пенсионера к 2020 году и проинвестировать строительство
социальной инфраструктуры. Для Минфина и Минэкономики, чьи интересы здесь сходятся,
ситуация сложнее. С одной стороны, резервный триллион решает почти все задачи
поддержки госкомпаний, попавших под санкции, без излишнего политического конфликта
вокруг средств ФНБ. С другой стороны, отказ возвращать НПФ порядка 500 млрд руб.
платежей в накопительную систему за 2013 год означает, что средства эти не будут
инвестированы на рынке внутреннего долга — иными словами, на сравнимую сумму Минфин
и те же госкомпании не смогут разместить на рынке ОФЗ и облигации в условиях невозможности
внешних займов. По словам высокопоставленных источников "Ъ" в правительстве, решение
о возврате в НПФ 500 млрд руб. накоплений 2013 года уже принято, а вот дискуссия
о второй части "резервного триллиона" будет сложнее. Министр экономики Алексей
Улюкаев заявил в Сочи, что и 243 млрд руб. экономии на трансферте ПФР 2014 года,
и 309 млрд руб. экономии 2015 года также необходимо вернуть владельцам — то есть
в НПФ. Но, по данным "Ъ", Минфину эти средства необходимы как баланс в случае
более глубокого, чем ожидается сейчас, экономического эффекта от санкций, для
финансирования экстренных расходов по Крыму и по Дальнему Востоку и на проекты
РЖД. Если средства ФНБ будут зарезервированы под поддержку "Роснефти", НОВАТЭКа
и РЖД, как это предполагается сейчас, пенсионные деньги (в том числе средства
"молчунов" под управлением ВЭБа) могут быть инвестированы в долги других компаний.
Но для того чтобы уверенно оперировать этими деньгами, необходимо вернуться к
проблемам собственно пенсионной системы — без окончательного решения о том, будет
ли в обязательном пенсионном страховании накопительный компонент или нет, "пенсионный
триллион" существует лишь как временное решение. Впрочем, пока эффект от санкций
еще не определен, Антону Силуанову легче убеждать Владимира Путина и Дмитрия Медведева
в том, что судьбу "пенсионного триллиона" окончательно решать пока незачем.
Дмитрий Бутрин, Сочи
kommersant.ru
|