|
22.09.2014 Антон ДРОЗДОВ: предложение отменить фиксированную пенсию стало неожиданностью для нас
Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов в интервью ИТАР-ТАСС рассказал о
ходе пенсионных дискуссий в правительстве, собираемости страховых взносов в условиях
замедления экономики и о будущем накопительной пенсий.
- На этой неделе в правительстве обсуждается бюджет. Вы в рамках этого процесса
согласовываете трансферты в ПФР. Остались ли не согласованные с Минфином позиции?
- Практически все основные трансферты согласованы, осталось согласовать трансферты
на обязательное пенсионное страхование и валоризацию (переоценка пенсионных прав
- прим.ред.). Это связано с теми вопросами, которые будут обсуждаться в течение
следующей недели - уровень индексации пенсий и предложение финансового блока отказаться
выплаты фиксированной выплаты работающим пенсионерам (фиксированная выплата -
это часть страховой пенсии - 3935 рублей с 1 января 2015 года).
- Каково ваше мнение по поводу идеи упразднить фиксированную пенсию?
- Эта тема уже обсуждалась, когда в 2012 году принималась правительством стратегия
долгосрочного развития пенсионной системы. Ее основная идея состоит в том, что
страховая пенсия - это страховка, компенсация от утраченного заработка, а если
пенсионер работает, то у него не утрачен заработок, а значит, ему можно не выплачивать
пенсию. Тогда такое решение принято не было. И сегодня для нас эта инициатива
финансового блока оказалась неожиданной. Ее нужно очень серьезно обсуждать, поскольку
есть риски принятия такого решения. Например, если у пенсионера низкая зарплата,
скажем, 6 или 8 тысяч рублей, то 4 тысячи рублей для него - это значимые деньги.
Прежде чем принимать такие решения надо понять как поведут себя работающие пенсионеры-
прекратят работать, уйдут "в тень"...
- Российская экономика замедляется, у компаний возникают финансовые проблемы.
Это уже повлияло на собираемость страховых взносов?
- В прошлом году мы собрали страховых взносов на 14% больше, чем в предыдущем
году. В этом году по итогам 8 месяцев рост поступлений сохраняется на уровне порядка
8%. Мы прогнозный план выполняем и по взносам на ОПС и на ОМС и считаем, что динамика
очень неплохая. Но самое главное - это конец года, потому что почти треть годовых
взносов поступает в четвертом квартале, и мы здесь во многом, конечно, заложники
общей экономической ситуации. Но что касается эффективности администрирования,
то у нас высокая собираемость - порядка 99%. Здесь мы применяем все имеющиеся
механизмы работы с плательщиками.
- Кто входит в группу работодателей, с которых сложно взыскать социальные платежи?
- В основном это связано с банкротством предприятий. Когда предприятия входят
в процедуру банкротства, то соответственно приостанавливаются все платежи. Здесь,
к сожалению, есть тема, которая нас очень сильно заботит. Очередность взыскания
платежей с банкротом установлена так, что страховые взносы - это четвертая очередь,
хотя налоги - вторая. Мы считаем, что это несправедливо. Наше предложение заключается
в том, чтобы перевести задолженность по страховым взносам (социальные страховые
взносы с фонда оплаты труда предприятий - 30% - прим.ред.) во вторую очередь выплат,
как и налоги, потому что 40-50% имеющейся задолженности перед ПФР приходится
на предприятия, находящиеся в процедуре банкротства. Министерство труда готово
нас поддержать в этом вопросе. Вторая важная тема - это задолженность у организаций,
которые учреждены органами власти - ГУПы, МУПы, акционерные общества. Это государственная
ответственность, однако существуют множество фактов, когда там накапливается задолженность.
- Правительство активно обсуждает переход на добровольную накопительную пенсии.
Каково ваше видение того, как должна работать такая система?
- Это видение зафиксировано в стратегии развития пенсионной системы пенсионной
системы. Мы исходим из того, чтобы можно было получать достойную пенсию, адекватную
заработку, который получал человек в течение своей жизни. Для этого необходимо
несколько источников. Из государственной пенсионной системы (уровень в 40% заработка,
с которого платились взносы), корпоративный источник, если работник и работодатель
уплачивали взносы, и добровольный, если ваш заработок позволял вам делать личные
пенсионные накопления. Мы считаем, что нужно стимулировать второй уровень - корпоративный.
У нас сегодня всего порядка 8 млн таких застрахованных и 700 млрд рублей таких
пенсионных накоплений. Один из шагов - возможность уплаты тарифов за тех, кто
выходит на пенсию досрочно с вредных и опасных производств, не к нам в ПФР в виде
доптарифа, а в корпоративную систему. Мы готовим соответствующее предложение
- считаем, что нужно подключить государственное софинансирование. Это снизит нагрузку
на Пенсионный фонд, простимулирует предпринимателей модернизировать рабочие места.
- Как вы относитесь к предложению переложить на работодателей выплаты льготникам?
- Каким должен быть механизм, нужно обсуждать. Тренд нам понятен, мы считаем,
что он правильный.
- Бюджет на трехлетку довольно сложен, есть ли у вас внутренние резервы для экономии?
Ваши критики, например, из ОНФ, говорят о том, что ПФР расходует деньги на строительство
роскошных офисов для фонда.
- Мы конструктивно воспринимаем критику, это обратная сторона повышения эффективности.
Мы обсуждали и обсуждаем эти вопросы, в том числе и с ОНФ. Замечу, что здания
мы строим не для работников, а для людей, которые к нам приходят, а это много
миллионов пенсионеров, инвалидов, мам с детьми и все плательщики страховых взносов.
Но мы так же, как и все, озабочены ситуацией. Мы рассматриваем возможность сокращения
персонала, всех расходов на содержание системы через механизм госзакупок. Мы открыты
для сотрудничества. Например, если речь идет о неудачных архитектурных решениях,
мы готовы к общественному обсуждению.
- Каковы на ваш взгляд основные риски для пенсионной системы в целом?
- Основные риски для пенсионной системы всегда лежат в двух плоскостях - в демографии
и макроэкономике. На мой взгляд, демографические риски были несколько преувеличены.
Момент, когда в одной точке должны сойтись количество работающих и количество
пенсионеров, отодвигается. В макроэкономике сложно выстраивать тренды, поэтому
в арсенале нужно всегда иметь инструменты для сбалансированности системы. Например,
стимулирование более позднего выхода на пенсию, усилению требований к входу в
систему- к примеру к минимально необходимому стажу, дающему право на пенсию. Было
пять лет, а будет 15. Кроме того, основной принцип страховой системы в том, что
все должны платить взносы полностью по полному тарифу. Но есть льготы, которые
дало государство. Если государство не может за кого-то заплатить, то нужно принимать
решение об отмене льгот или поиску финансового источника. Это касается досрочного
выхода на пенсию, других льгот. Перекрестного субсидирования, когда у кого-то
один тариф, у кого-то - другой, быть не должно.
Беседовал Глеб Брянский
ИТАР-ТАСС
|