04.09.2013 Пенсионные маневры продолжаются
Кому вершки, кому корешки: Минфин и Минтруд разделили полномочия по контролю
за пенсионными накоплениями граждан
Когда чиновники ссорятся, добра не жди. На смену удивлению быстро приходит вопрос:
«А чем это обернется для простых граждан?» Чаще бед немного, но головной боли
добавляет. Интересно, что при обратном процессе лучше жить не становится, а вот
хуже – пожалуйста.
Стремясь повысить прозрачность пенсионного рынка, власти решили разделить полномочия
по контролю за пенсионными потоками между Минфином и Минтрудом. Постановление «Об отдельных вопросах государственного регулирования контроля и надзора в сфере
финансового рынка Российской Федерации» уже вступило в силу. Теперь под юрисдикцию
министерства финансов перейдут контроль и формирование финансовых потоков пенсионных
накоплений, а Минтруд будет отвечать за разработку отчетности и ее контроль в
Пенсионном фонде РФ и негосударственных фондах.
Минфин будет отвечать за регулирование, контроль и надзор в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе и тех, которые выплачиваются
в качестве срочных пенсионных платежей гражданам. Также в епархии ведомства –
расчеты чистого финансового результата от размещения дополнительных страховых
взносов и взносов работодателя, которые поступили в ПФР и не были переданы в доверительное
управление.
В свою очередь, Минтруд разрабатывает формы отчетности ПФР о поступлении страховых
взносов и средствах со специальных лицевых счетов и запрашивает их потом у управляющих,
брокеров, банков и ПФР. В обязанности ведомства также будет входить отслеживание
соблюдения ПФР законодательства, регулирующего пенсионные выплаты, за исключением
тех вопросов, которые закреплены за главным регулятором – Банком России, пишет
издание Forbes.
Инсайдеры рынка новость восприняли позитивно. По словам председателя совета НПФ
«Европейский пенсионный фонд» Евгения Якушева, до последнего времени шли споры
о том, что такое Пенсионный фонд – социальный институт или финансовый. «Изначально
фонды создавались и контролировались инспекцией негосударственных пенсионных фондов
при Минсоцзащиты, затем регулирование перешло Минтруду, – вспоминает Евгений Якушев.
– При этом ведомство относилось к своим обязанностям по-бухгалтерски: дали денег
– выплатили, не дали – мы тут ни при чем, финансы – не наш вопрос. Теперь в этом
споре поставлена точка: НПФы официально признали финансовыми институтами, то есть
частью финансового рынка. Мы ожидаем, что будут изменения, появится возможность
разговаривать о таких понятиях, как «пенсионный бизнес», «доходы», «экономика».
По идее, разделение полномочий должно повысить прозрачность и прогнозируемость
второго после банковского финансового института – Пенсионного фонда РФ. Размер
средств в сфере фонда постоянно растет и возникает необходимость отшлифовать все
виды взаимодействия в этом секторе.
Прогнозы аналитиков на этот вопрос неоднозначны. По словам начальника отдела
розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергея Звенигородского, такое разделение
полномочий поможет наконец-то навести порядок с работой НПФ, будет раскрыта информация
по их собственникам, движениям средств, формирование отчетности по общим стандартам
и усилен контроль за финансовым институтом. «Наконец разрешится ситуация с отраслевыми
фондами (поддержка работников отрасли. – Прим. КМ.RU) и фондами-«пылесосами» (работа
на открытом рынке различными методами. – Прим. KM.RU) с их разграничением и упорядочиванием
структуры», – поясняет Сергей Звенигородский.
Более скептически настроен директор аналитического департамента United Traders
Михаил Крылов: «Для рынка было бы разумнее все функции перепоручить мегарегулятору,
а не делить между ведомствами».
Зло или благо принесет разделение полномочий, сказать сложно. Недавнее предложение
заместителя министра финансов Андрея Иванова использовать средства Пенсионного
фонда в качестве источника средств для энергетиков говорит о многом. И это притом,
что сам министр энергетики Александр Новак предлагал использовать для финансирования
отрасли средства Фонда национального благосостояния.
Ясно одно: тихая пенсионная реформа имеет куда большее прикладное значение для
населения. Накопительная часть пенсионных выплат – своего рода банковский вклад
на особых условиях, который может быть, кстати, сегодня еще и унаследован. Вот
почему становится не все равно, как, куда и на каких условиях инвестировать деньги.
Тем более что до конца года дело пенсионных реформ будет продолжено важным страховым
маневром правительства – сокращением отчислений на формирование накопительной
части пенсии с 6 до 2%. И если оставаться и дальше пассивно смотреть на происходящее
и не успеть подписать в ПФР заявление на сохранение размера пенсионных выплат,
то с 1 января 2014 года ваши две трети накоплений пойдут на финансирование страховой части пенсии, с помощью которой государство намеревается
закрывать дефицит бюджета по выплатам госпенсий.
Виктория Устименко
|