|
19.09.2013 Переформулировать пенсию
В ходе осенней сессии Государственная дума рассматривает несколько законопроектов,
посвященных пенсионной системе: о накопительной пенсии, о специальной оценке условий
труда (о профессиональных пенсионных системах), о страховых пенсиях.
На мой взгляд, правительством предложена абсолютно противоречивая система, нецелесообразная
ни с юридической, ни с математической точки зрения. Пенсионная система становится
запутанной, и простой человек никогда сам не разберется.
Так, у каждой части пенсии будет своя методология расчета. Страховая пенсия считается
в условных единицах, баллах. Все пенсионные права, которые были накоплены на основе
условно накопительного принципа, обратным счетом будут переводиться в баллы. Напомню,
что в страховой части пенсии все, что отчислялось до 2002 года, считалось в коэффициентах,
а после 2002 года коэффициенты переводились в условный накопительный капитал,
теперь этот капитал переводится в баллы, а баллы по определенному коэффициенту —
в рубли. Снова возвращается базовая часть пенсии, которая у всех одинакова, она
также определяется по своим собственным критериям и устанавливается в рублях.
Помимо этого, появляется профессиональная пенсия, что само по себе неплохо. Но
она почему-то не относится к государственному пенсионному обеспечению, хотя и
вводится государством, тарифы устанавливаются и взносы уплачиваются в соответствии
с законом об обязательном пенсионном страховании. Кроме того, профессиональная
часть пенсии в принципе находится в юридическом клинче, само определение «профессиональная
часть индивидуального лицевого счета» считается субъектом системы досрочного негосударственного
пенсионного обеспечения. А кто будет эти права учитывать, накапливать и управлять
процессом — не определено, вопрос повисает в воздухе. Государство почему-то снимает
с себя ответственность за профессиональные пенсионные системы.
Новая формула страховой части пенсии нацелена лишь на одно — приоритет на продолжение
трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста без получения пенсии.
При этом увеличить себе пенсию более высокой зарплатой и высокими вложениями в
Пенсионный фонд гражданам будет невозможно, потому что существует предел, с которого
платятся страховые взносы. То есть граждане с высоким уровнем доходов отчисления
в Пенсионный фонд в полном объеме не производят, даже если хотят, а солидарную
нагрузку в полном объеме несут бедные и средний класс.
Новой формулой определяется не только приоритет стажа над заработком и ориентация
граждан на продолжение трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста.
Планируется отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам. А если
работающие пенсионеры намерены получать страховую часть пенсии, то размер ее фиксируется,
и дальнейшие отчисления страховых взносов на увеличение пенсии никак не влияют,
рост происходит только по накопительному элементу пенсий. А чуть ли не единственным
достижением предыдущей пенсионной реформы была как раз полная пенсия работающим
пенсионерам и ее ежегодный перерасчет в сторону увеличения в зависимости от уплаченных
страховых взносов.
Единственное позитивное намерение правительства в текущей пенсионной реформе
заключалось в частичном отказе от обязательного накопительного элемента пенсии,
который стремительно обесценивается. Но формула страховой части так запутана,
непонятна и несправедлива, что граждан просто будут вынуждать идти на поводу у
финансовых посредников, рекламирующих накопительную пенсию. Людям предстоит самим
сделать выбор, в каком объеме оставлять накопительный элемент: 6 или 2%, и создается
впечатление, что новую пенсионную формулу лоббировали финансовые посредники, чтобы
запутать граждан и подтолкнуть их к передаче максимального количества средств
в НПФ, невзирая на их стремительное обесценение.
Следуя логике, которой, казалось бы, должны руководствоваться инициаторы реформы,
цель должна состоять в том, чтобы повысить пенсии, которые в нашей стране по-прежнему
не дотягивают до уровня 40% от средней зарплаты. Однако новая формула сводится
к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить их тем, кто будет
выходить на пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага и высокие пенсии
пообещать будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их выхода на пенсию
пенсионная система еще несколько раз изменится. Фискального эффекта новая формула
не даст, и она не просуществует долго, так же как и предыдущая, а если бы и просуществовала,
то результат был бы один — разбалансированность пенсионной системы. Непрофессионализм
авторов формулы не подлежит сомнению. Такое впечатление, что правительство произвольным
образом формирует некую группу экспертов, и какую бы ересь эта группа ни придумывала,
если на эту команду сделана ставка, то здравый смысл уже никого не волнует, и
вся мощь партии власти и чиновничества сосредоточена на продавливании очередной
реформы.
|