|
04.09.2012 Минфин и Минтруд бьются за пенсию
До обнародования окончательного варианта пенсионной реформы остался месяц. И
в правительстве с новой силой разгорелись споры вокруг обязательного накопительного
компонента пенсии. Минтруд и Минфин заняли противоположные позиции. Минтруд хочет
сделать накопительную систему добровольной, а это, по мнению ряда наблюдателей,
равнозначно ее ликвидации. Минфин же считает, что накопительную систему «нельзя
трогать». Чья позиция победит – будет зависеть от политической воли руководства
страны. Между тем ведомства, похоже, пытаются этими спорами отвлечь общественность
от реализации куда более жестких мер, призванных значительно отсрочить выход граждан
на пенсию.
В минувшую пятницу Минтруд обнародовал на официальном сайте проект «Стратегии
долгосрочного развития пенсионной системы РФ» – правда, стратегия эта оказалась
на период до 2030 года, а не до 2050-го, как обсуждалось ранее. Одна из инициатив
Минтруда сводится к тому, чтобы постепенно перевести пенсионные накопления граждан
из обязательного режима в добровольный. При этом на начальном этапе ведомство
Максима Топилина предлагает частично перенаправить средства обязательной накопительной
системы в пользу солидарной. Так, по версии Минтруда, в краткосрочной перспективе
в распределительную составляющую пенсии можно было бы направить от 2 до 4% действующего
сегодня тарифа на накопительную составляющую пенсии (он равен 6%). Это поможет
снизить дефицит пенсионной системы примерно на 0,25–0,5% ВВП к 2020 году. В среднесрочной
перспективе предлагается сделать участие в накопительной пенсионной системе полностью
добровольным. Переход к этой модели предлагается осуществить с 2014 года.
В Минтруде добавляют, что в любом случае накопительная пенсионная система требует
в России серьезной реформы. Необходимо создавать гарантии сохранности средств
пенсионных накоплений, повышать прозрачность институтов, участвующих в формировании
пенсионных накоплений, модернизировать систему государственного контроля за пенсионными
накоплениями, прорабатывать целевое налоговое стимулирование добровольного формирования
пенсионных накоплений и т.д.
Уже в субботу последовала реакция Минфина на эти предложения. Как сообщил журналистам
министр финансов Антон Силуанов, позиция его ведомства по поводу обязательной
накопительной части пенсии остается неизменной: «ее нельзя трогать», сокращать
или ликвидировать.
Ранее глава Пенсионного фонда Антон Дроздов практически впервые публично признал,
что обязательная накопительная пенсионная система убыточна: «У граждан, имеющих
накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем
по страховой части, а накопленные средства обесценились» (см. «НГ» от 16.08.12).
Экспертное сообщество расценило тогда это заявление как окончательный отказ Кремля
и Белого дома от обязательной накопительной части пенсии. Однако, выясняется,
до компромисса в этом вопросе ведомствам далеко.
«На фоне ожиданий кризиса перед министерствами поставлена задача сократить неэффективные
госрасходы. И Минтруд рассматривает варианты снижения дефицита Пенсионного фонда.
Минфин же и так сейчас использует накопительную часть пенсии в своих интересах,
поэтому для него в вопросах повышения эффективности госрасходов это не имеет никакого
значения. Наоборот, если часть накопительной пенсии будет перераспределена в пользу
солидарной, это усложнит Минфину выполнение его функций», – говорит директор Независимого
института социальной политики Лилия Овчарова.
Овчарова считает, что в идеале развитие накопительной пенсионной системы в стране
– это задача по выстраиванию нового типа экономики: «Участие в накопительной системе
приводит всех участников процесса к пониманию, что чем выше будет эффективность
экономики, производительность труда, ВВП, тем больше станет накопленная пенсия».
Если же существует только солидарная ответственность государства перед гражданами,
тогда пенсия не привязана к экономическому росту: при эффективном развитии экономики
размер пенсии меняться не будет, а в условиях кризиса она может начисляться, но
не выплачиваться, как это было в 90-е годы, говорит эксперт. Возможно, что Минфин,
отказываясь трогать накопительную пенсионную систему, как раз все эти моменты
и имеет в виду.
Минтруд, по словам Овчаровой, рассуждает иначе: «Он понимает, что озвученные
сейчас экономические прогнозы развития экономики до 2020 года достаточно рискованны,
с высокой долей вероятности они могут не оправдаться. И когда люди выйдут на пенсию,
размер их накопленной пенсии будет меньше, чем обещалось». А значит, пока не поздно,
надо как-то перестроить эту порочную систему.
Прямо за ликвидацию накопительной системы Минтруд, конечно, не выступает. Но
в то же время его призыв совершенствовать эту систему звучит довольно вяло. Овчарова
приводит пример: в Германии и Англии участие в накопительной системе добровольно,
но там налажены такие стимулы, что участвовать в этой системе действительно выгодно,
а не участвовать – очень невыгодно. Это скорее даже «обязательно-добровольная
система». «Там гражданина призывают скорее участвовать, чем не участвовать. А
то, что предлагает Минтруд, – это призыв скорее не участвовать, чем участвовать.
Принципиальная разница. И, конечно, когда в России людям дадут право выбора, то
никто в здравом уме не вступит в накопительную систему», – говорит эксперт.
Так же думает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Если
предложение Минтруда реализуют, то по факту накопительная система ликвидируется,
при таких условиях вряд ли кто захочет в ней участвовать». Гурвич указал на то,
что разногласия между ведомствами принципиальны. Минтруд нацелен на решение сегодняшних
задач, а Минфин задумывается о долгосрочных последствиях. «Сейчас на 100 работников
приходится 87 пенсионеров. Скоро это соотношение сравняется, а затем число пенсионеров
превысит число работников. В варианте Минтруда не показано, как решать эту проблему,
– поясняет Гурвич. – Накопительная система, может, полностью и не решает, но все
же помогает решить долгосрочные проблемы».
Окончательный вариант реформы ведомства должны озвучить к 1 октября. По мнению
Овчаровой, все эти разногласия преодолеть к 1 октября у ведомств не получится.
Скорее всего вышестоящая инстанция в лице вице-премьера, премьера или президента
проявит свою политическую волю и просто займет какую-то позицию из этих двух,
причем каждая сторона останется до последнего при своем мнении. Гурвич же ожидает,
что будет принят вариант Минтруда как профильного ведомства, хотя не исключено,
что с некоторыми оговорками. Правда, реформа по Минтруду явно будет недолговечной,
уверен экономист.
Однако кое в чем ведомства все же сходятся – в стремлении отсрочить выход граждан
на пенсию. Ранее глава Минфина говорил о необходимости сократить период дожития,
что фактически синонимично повышению пенсионного возраста (см. «НГ» от 25.06.12).
Как это сделать – как раз описано в «Стратегии» Минтруда, в которой ведомство
предлагает среди прочего радикально повысить стаж, необходимый для получения более
или менее приемлемой пенсии. Так, для пенсии в размере 40% от заработка стаж должен
составлять 30 лет. Пока что граждане могут рассчитывать на пенсию размером 36,8%
от заработка при стаже пять лет. Если же гражданин захочет более высокую пенсию,
то и работать ему придется значительно дольше. И, возможно, своими спорами о судьбе
накопительной системы ведомства пытаются отвлечь население от принятия куда более
жестких мер.
ng.ru
|