|
11.09.2012 Время, назад
Из-за спада рождаемости работающее население не в состоянии поддерживать уровень
жизни нынешних пенсионеров — это главный вызов, с которым имеет дело пенсионная
система страны. Пенсионному фонду России (ПФР) не хватает собственных средств,
чтобы выполнить обязательства. Дефицит оценивается в 1 трлн рублей и покрывается
трансфертами из федерального бюджета. В 2008 году на эти цели уходило 1,6% ВВП,
в 2010-м — уже 5,2%.
У правительства есть два пути: повышать страховые взносы или проводить структурные
реформы, чтобы устранить дисбаланс. Сценарий повышения взносов (сегодня работодатели
платят за работников в пенсионный фонд 22% для зарплат до 512 тыс. рублей и 32%
с превышения этой суммы) реализовать крайне сложно: Россия и без того считается
страной с высоким уровнем расходов на пенсионное обеспечение. Когда в феврале
2011 года Татьяна Голикова, тогдашний министр Минздравсоцразвития, представляя
спецдоклад о путях реформирования пенсионной системы России, предложила провести
широкое публичное обсуждение и выработать консолидированный сценарий (см. «Завтра начинается сегодня», «Э-У» № 10 от 14.03.11), логично было предположить, что дискуссия пойдет в
сторону проведения структурных реформ. Тем более что основа для этого есть: несмотря
на крайне непоследовательную политику государства (пример — исключение из участия
в формировании накопительной части пенсий граждан старше 1967 года рождения),
в целом за 20 лет пенсионная система в России сложилась: есть законодательная
база, инфраструктура. Конечно, накопительный компонент крайне мал, только мизерная
часть граждан лично участвует в накоплении и управлении будущей пенсией. Но как
минимум четверть населения приняла решение перевести накопительные пенсии в НПФ,
общие активы которых превышают 1,2 трлн рублей. Мы не раз отмечали, что интерес
к этому процессу начинает проявлять и молодежь.
И сейчас — самое время провести институциональные преобразования, позволяющие
заложить основу для эффективной пенсионной системы в будущем.
Предложение к диалогу давало надежду, что именно так и произойдет. Но, к сожалению,
большая часть споров свелась к банальной дилемме — надо или не надо ликвидировать
накопительную часть пенсий, чтобы в краткосрочной перспективе избавить Пенсионный
фонд от необходимости просить денег из федерального бюджета. Если правительство
примет именно такой сценарий, еще на одной реформе можно будет поставить крест.
Редакционная статья
|