|
18.09.2012 У работников отнимут копилку
В середине сентября разгорелась бурная дискуссия между Минтрудом, Минфином и Национальной
ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Минтруда хочет отменить
накопительную часть пенсии, Минфин — против, а НАПФ предложил отдать ее фондам.
Накопительная модель, хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире, на отечественной
почве пока не приживается. «ЭВ» попытался разобраться в причинах.
Неудачный момент
Накопительная модель пенсионной системы была запущена в России в очень неудачный
момент. Начало реформы — 2002 год, а окончательно новации ввели в
2008-м, то есть перед самым кризисом. Напомним, смысл модели — будущий пенсионер отчисляет
себе накопления 30 и более лет. Эти «длинные» деньги поступают на фондовый рынок.
Но не в рискованные акции и облигации, а в надежные, например, решающие задачи
обновления инфраструктуры (строительство дорог, мостов, аэропортов и т.д.). За длительный
срок доходность превышает инфляцию, и все становятся довольны: пенсионер получает
приличную пенсию, а экономика — постоянный приток внутренних инвестиций.
Гладко было на бумаге... Апологеты накопительной пенсионной модели зачарованы
графиком роста мирового фондового рынка за 100 лет. На нем даже Великая депрессия
1930-х годов выглядит как локальная «загогулина». Этот график обычно демонстрируют
скептикам, и, что самое смешное, он правдив.
Но помимо очевидных плюсов «длинные» деньги обладают очень неприятным минусом:
инерционностью. Чтобы они заработали, нужно, грубо говоря, «накопить жирок». В несколько
триллионов долларов или в несколько десятков триллионов рублей. Тогда в действие
вступит его величество закон больших чисел и локальные кризисы, вроде
2008–2010 годов, будут не страшны.
Накопительная пенсионная модель в России была «подстрелена» на взлете. Грянул
кризис, и накопить попросту ничего не успели. В кризис доходность по любым ценным
бумагам резко падает (иногда превращаясь в «расходность»), а уж по консервативным
бумагам, куда только и можно по закону инвестировать пенсионные накопления, она
становится исчезающе малой. Инфляция не покрывается, что означает не накопления,
а реальные потери будущей пенсии граждан. В результате, как сообщил президент
НАПФ Константин Угрюмов: «Пенсии россиян, родившихся до 1967 года, увеличатся
за счет пенсионных накоплений лишь на 23 руб. в месяц».
Но даже эти небольшие накопления людям некоторое время приходилось вырывать с боем
через суды. И это уже вина не мирового кризиса, а государства. В 2011 году право
на получение пенсионных накоплений появилось у 650 тыс. человек, в
2012-м их уже 4 млн. Итого 4,6 млн людей, поверивших в накопительную пенсионную систему.
Объем выплат оценивается в 2012 году в 67,5 млрд руб., из которых 17,5 млрд руб.
должны заплатить НПФ и около 50 млрд руб.— ПФР. Таким образом, средняя сумма выплаты —
14,7 тыс. руб. на брата, растянутые по закону на 7 лет. Негусто же накопили россияне!
В последующие годы объем выплат будет нарастать. Пик приходится на 2015 год и составит
около 200 млрд руб., из которых 120 млрд руб. придется на ПФР.
Но лишь 30 ноября 2011 года вступил в силу Закон № 360-ФЗ «О порядке финансирования
выплат за счет средств пенсионных накоплений», больше известный как «выплатной»
закон. Как отметил Андрей Никитченко, президент НПФ «СтальФонд»: «Без „выплатного“
закона НПФы не могли начать выплату накопительной части пенсии, поскольку на законодательном
уровне отсутствовал механизм. До принятия закона пенсионеры были вынуждены обращаться
в суд для получения накопительной части пенсии».
Но и после принятия закона выплаты толком не начались. Документ принимался в спешке,
продавливался правительством (его принятие осенью 2009 года прошлым составом Госдумы
было сорвано). В результате в документе осталось много «дыр», отсылок на постановления
правительства и Минздрава. Закон должен был заработать с 1 июля 2012 года, но еще
в конце мая ни одного документа исполнительной властью принято не было. Лишь в середине
июня Минздрав под большим давлением принял ключевой приказ, позволяющий начать
выплаты.
Отменить или реформировать?
Не хочется эмоций, но как взять с человека отчисления на пенсионные накопления —
это сделает бухгалтерия. Плюс государственные призывы отдать средства, например,
на программу софинансирования. А как человеку свои же небольшие деньги получить,
так у чиновников инструкций нет — иди в суд. Получается, что государство само
подрывает доверие населения к своему детищу.
Небольшие выплаты, вызывающие недовольство граждан, а также огромный (более 1 трлн
руб.) дефицит ПФР — государству надоели. Объявлена очередная пенсионная реформа.
До 1 октября заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо представить
Президенту РФ свои предложения относительно грядущих преобразований.
Наиболее проработанную концепцию представил 3 сентября Минтруд. Поставлена задача
преодоления к 2032 году дефицита пенсионной системы. Коэффициент замещения (отношение
средней пенсии к средней зарплате) определен на уровне 40%, а пенсионные выплаты
гражданину составят не ниже
2,5–3 прожиточных минимумов. Проблему накопительной части предлагается решить за счет
«страхового маневра». Предлагается на 3 года снизить отчисления по этому компоненту
с 6% до 2% с зачислением оставшихся 4% в солидарную часть. То есть накопления
фактически объявляются добровольными. Согласно Минтруду, 3 года люди смогут выбирать
между солидарной и накопительной системами. В рамках солидарной граждан ожидает
меньший объем пенсионных прав. Кроме того, участников накопительной системы могут
обязать софинансировать свою будущую пенсию вместе с работодателем, отчислять 2%
от зарплаты.
Однако против инициатив Минтруда выступил Минфин. «Накопительную часть пенсии
нельзя сокращать и тем более ликвидировать. Наша позиция как была, так и остается:
накопительную часть нельзя трогать», — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.
Его слова размещены на сайте Минфина в качестве официальной позиции ведомства.
Предложения Минфина по реформированию пенсионной системы сводятся к стимулированию
более позднего выхода граждан на пенсию. С сохранением накопительной части. Позицию
Минфина в целом поддерживает и Минэкономики.
Ряд экспертов, в том числе бывший министр финансов, глава Комитета гражданских
инициатив Алексей Кудрин, раскритиковали предложения Минтруда, утверждая, что
они ведут к отмене накопительной части. «Гражданам очень сложно еще больше сберегать,
причем не на холодильник или квартиру, а на какие-то решения, которые наступят
через 30 лет. Я вижу, что это постфактум уничтожение накопительной части», — заявил
Алексей Кудрин 11 сентября.
Критикуют идеи Минтруда и в НАПФ, предлагая отдать накопительную часть пенсии
негосударственным пенсионным фондам. «То, что сейчас происходит, — это контрреформа,
цель которой перевод средств в распределительную систему, создание собеса и вывод
из экономики триллионов рублей. То, что предлагается (Минтрудом. — „ЭВ“), — это
реальная отмена накопительного компонента. Решающим фактором... станет не дефицит
ПФР, а позиция государства в вопросе инвестирования пенсионных накоплений. Если
оно решит, что длинные пенсионные деньги должны эффективно работать, накопительная
часть пенсии останется, побоится — накопления не нужны», — заявил 7 сентября на совещании
по вопросам пенсионной реформы Константин Угрюмов.
Проблема эффективного инвестирования 2 трлн руб. пенсионных накоплений остра
как никогда. В условиях посткризисной стагнации экономики проект, который одновременно
был бы доходен и надежен, не найти не только в России, но, пожалуй, и в мире.
Недавно ВЭБ объявил о намерении инвестировать 800 млрд руб. из пенсионных накопительных
средств на развитие Дальнего Востока. Но подробного обоснования не представил.
«А где доказательства, что больший доход не принесут вложения по другим проектам?» —
тут же поинтересовался директор Института социальной политики и социально-экономических
программ ВШЭ Сергей Смирнов.
И все же накопительную пенсионную модель рано хоронить. В экономике нет волшебной
палочки, но и велосипеды уже изобретены. Сама по себе накопительная схема не заработает.
Государству нужно пересмотреть отношение к гражданам и принять меры для повышения
уровня доверия. Но отказываться от мирового опыта не стоит. Покружив по «особому
пути», мы все равно к накопительной модели вернемся. Возможно, сейчас необходим
мораторий на выплаты по накопительной части на
3–5 лет (как предлагает Минтруд), чтобы пенсионная система преодолела кризис и сформировала
«подушку безопасности». Но временное не должно стать постоянным — отменять накопительную
пенсионную систему нельзя.
|