Минтруд внес в правительство несогласованный проект концепции развития пенсионной
системы до 2030 года с дефицитом бюджета Пенсионного фонда 0,9% ВВП. Министерство
по-прежнему предлагает реформировать систему досрочных пенсий, увеличить взносы
для самозанятых и перевести часть накопительной пенсии в солидарную, поэтапно
поднять общий страховой взнос еще на 2%.
Внесенный Минтрудом в правительство проект концепции развития пенсионной системы
до 2030 года одобрили только Минобрнауки, Минкультуры, Минпромторг, Минздрав.
Разногласия у Минтруда так и остались c экономическим блоком правительства — Минфином,
Минэкономики и Федеральной службой по финансовым рынкам.
Опубликованная к выходным версия концепции, по существу, повторяет уже представленные
Минтрудом предложения, принципиально не отличаясь от опубликованной 31 августа
версии документа, лишь уточняя некоторые положения; концепция ценна в первую очередь
объяснением логики разработчиков и раскрытием механизмов реформы во времени. Так,
министерство продолжает настаивать на трехуровневой модели пенсионной системы,
в которой первый уровень составляет государственная пенсия. Для ее получения необходим
стаж 30 лет (с дальнейшим повышением согласно актуарной сбалансированности взносов
и обязательств до 42 лет, при этом коэффициент замещения утраченного заработка
составит 40%). Второй уровень — корпоративная пенсия за счет дополнительных взносов
работодателя, и, наконец, третий — частная пенсия, для которой гражданин самостоятельно
уплачивает дополнительный взнос. Все три уровня дадут коэффициент замещения утраченного
среднего заработка до 70% при условии наличия стажа не менее 40-45 лет. В Минтруде
признают: устранить предлагаемыми мерами дефицит Пенсионного фонда (в 2012 году
— 1,075 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2015 году — 1,2 трлн руб.) не удастся, реализация
концепции позволит его снизить к 2020 году до 1,2% ВВП, к 2030 году — до 0,9%
ВВП.
Главные предложения Минтруда, решения по которым уже заложены в параметры бюджета
на 2013-2015 годы, это реформирование системы досрочных пенсий и увеличение взносооблагаемой
базы по самозанятым гражданам. Полное согласие в правительстве по досрочникам
— главному балласту пенсионной системы, поскольку каждый третий пенсионер выходит
на пенсию досрочно, при этом работодатель, у которого работники трудятся на производстве
с опасными для здоровья условиями труда, платит в Пенсионный фонд общий тариф.
Для таких работодателей предлагается поэтапное введение дополнительных тарифов
по первому (особо вредные и опасные рабочие места) и второму (вредные и опасные)
спискам в 2013 году — 4 и 2%, в 2014 году — 6 и 4%, в 2015-м — 9 и 6% соответственно.
В дальнейшем Минтруд предлагает увеличить тариф "из требования актуарной обеспеченности"
до необходимых 15,1% по первому списку и 8,7% по второму списку. Подготовлены
и дополнительные решения по этим категориям (подробнее см. "Онлайн").
По главной спорной теме в планируемой реформе — ликвидация или сохранение накопительной
части пенсии (6%, есть у граждан 1967 года рождения и старше) — компромисс в правительстве
по-прежнему не найден. Минтруд в своем проекте концепции объясняет: с увеличением
объемов пенсионных накоплений (в 2012 году — 2,3 трлн руб., в 2014 году — 3,5 трлн
руб.) рыночные риски возрастают, а издержки администрирования накопительной части
высоки — комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии
на развитых финансовых рынках 0,5-0,7% (см. стр. 9). Среди других проблем накопительного
компонента — отсутствие гарантий сохранности, низкая доходность, правовые коллизии,
связанные с организационно-правовой формой НПФ.
В документе Минтруд не отказывается от своей идеи дать гражданам право выбора
— оставлять 6% взносов в накопительной части или перевести в солидарную. По расчетам
министерства, при направлении в распределительную систему 2% из 6% взноса дефицит
бюджета Пенсионного фонда снизится на 0,25% ВВП к 2020 году, а при перераспределении
4% — на 0,4% ВВП. Кроме того, министерство предлагает увеличить тариф накопительной
части еще на 2% с учетом уровня дохода работника. Среди параметров пенсионной
реформы — увеличение периода дожития (период, на который при расчете пенсии делится
сумма страховых взносов) с нынешних 228 месяцев, или 19 лет, до 252 месяцев, или
21,4 года, к 2015 году. После 2016 года Минтруд предлагает установить период дожития
исходя из статистической продолжительности, что снизит дефицит бюджета Пенсионного
фонда в 2014 году на 1,08 млрд руб., а в 2020 году — 106 млрд руб. Что же касается
работающих пенсионеров, Минтруд не всем из них планирует выплачивать пенсии: в
долгосрочной перспективе министерство предлагает "создать механизм", согласно
которому на пенсию не смогут рассчитывать пенсионеры, которые работают и получают
зарплату выше средней по экономике. В будущем Минтруд предлагает увеличивать налоговую
нагрузку за счет поэтапного повышения уровня облагаемого заработка (в 2012 году
страховые взносы платятся с годовой зарплаты 512 тыс. руб. и 10% идет сверх этих
зарплат в солидарную часть).
Дарья Николаева