24.09.2012 Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года внесен в Правительство РФ
Во исполнение подпункта Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» подготовлен
проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.
20 сентября документ внесен в Правительство Российской Федерации, в соответствии
с установленными сроками.
Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры,
а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на
отдельных этапах ее реализации.
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с
разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное
пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
При этом сохраняется базовый уровень – обязательное пенсионное страхование, основанное
на принципах социального страхования, гарантирующее социально приемлемый уровень
пенсионного обеспечения для всех граждан при условии долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы.
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении
застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для
обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
- изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового
обеспечения их пенсионных выплат;
- приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости
в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
- введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:
- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма
формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих
местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного
пенсионного обеспечения;
- законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных
прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании
пенсионных накоплений;
- установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую
пенсионной системы;
- предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной
пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках
накопительной составляющей пенсионной системы.
В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:
- установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование;
- уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации
пенсионных прав граждан;
- введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода
пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы
и получение им заработной платы выше средней по экономике;
- расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70 %;
- оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации отдельными категориями страхователей.
Реализация предлагаемых мер, которые носят длящийся характер, позволит к 2030
году:
- сформировать систему управляемого дефицита пенсионной системы с оптимизацией
дефицита на уровне не более 0,9% валового внутреннего продукта и дальнейшего его
постепенного снижения;
- обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных
минимумов пенсионера с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;
- создать условия для повышения коэффициента замещения трудовой пенсией утраченного
заработка не менее чем до 40% для лиц, выработавших нормативный стаж, с возможностью
его увеличения в рамках дополнительного пенсионного страховании и негосударственного
пенсионного обеспечения.
Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.
Минтрудом России сформирована рабочая группа по разработке Стратегии, в состав
которой включены: председатели комитетов Государственной Думы и Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, представители
Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, профсоюзов, Российского
союза промышленников и предпринимателей, негосударственных пенсионных фондов,
Всероссийского союза страховщиков, страховых компаний, а также представители экспертного
и научного сообщества.
По итогам работы группы с учетом анализа различных позиций членов рабочей группы
подготовлен текст Стратегии.
Кроме того, в целях общественного обсуждения Стратегии, ее текст размещен 31
августа 2012 г. на официальном сайте Минтруда России.
Положения Стратегии обсуждались в средствах массовой информации, на заседании
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и
предпринимателей.
Минобрнауки России, Минкультуры России, Минпромторг России, Минздрав России согласовали
Стратегию без замечаний. Минэкономразвития России, Минфин России, ФСФР России
представили замечания и предложения.
Публичное обсуждение проекта Стратегии продолжится.
Ваш Пенсионный Брокер
(по информации Минтруда)
|