|
07.09.2011 ВТБ садится в поезд дальнего следования
РБК daily стали известны подробности предстоящей интеграции Транскредитбанка
в группу ВТБ. Окончательное присоединение должно состояться до третьего квартала
2014 года, но еще до этого банк передаст в ВТБ корпоративных клиентов и откажется
от ряда розничных проектов.
Согласно утвержденной в августе стратегии развития ТКБ на ближайшие два года
(есть в распоряжении РБК daily), в начале следующего года банк должен провести
допэмиссию акций, которую выкупит группа ВТБ, доля которой в Транскредитбанке
превысит 75%. В итоге допэмиссии капитал ТКБ вырастет на 5—7,5 млрд руб. (сейчас
по МСФО он составляет 30,5 млрд руб.). В конце третьего квартала 2012 года ВТБ
планирует выкупить все 100% акций Транскредитбанка, обязуясь поднять его уровень
достаточности капитала с текущих 7,7 до 9,5%.
Окончательная интеграция ТКБ произойдет только через три года, когда он юридически
вольется в структуру ВТБ24. Но до этого момента практически весь ритейл останется
у Транскредитбанка — он продолжит обслуживать зарплатные проекты РЖД, используя
при этом дополнительно банкоматы ВТБ24 и Банка Москвы. Вместе с тем ТКБ уже отказался
от некоторых рыночных проектов, таких как автокредитование и кредиты малому бизнесу.
Корпоративный же бизнес Транскредитбанка еще до окончания интеграции перейдет
в ведение зампреда ВТБ Юрия Соловьева, курирующего корпоративно-инвестиционный
блок группы. Специальным условием соглашения между ВТБ и ТКБ предусмотрено, что
один из главных акционеров последнего — РЖД в период интеграции не будут выводить
свои счета и откажутся от приобретения других кредитных организаций.
Насколько обязательства, взятые на себя железнодорожниками, будут способствовать
росту корпоративного портфеля самого ВТБ, сказать сложно: собственно структуры
РЖД составляют лишь 13% в кредитном портфеле ТКБ, а 44% приходится на крупные
компании в секторе электроэнергетики, строительства, транспорта и торговли. Аналитик
УК «КапиталЪ» Федор Наумов полагает, что отток корпоративных клиентов вряд ли
будет значительным. «Все зависит от условий, которые предложит ВТБ, и не в последнюю
очередь от личных взаимоотношений банкиров с компаниями», — говорит г-н Наумов.
В ВТБ и РЖД одним из основных рисков в ходе начавшейся интеграции считают потерю
части корпоративной базы. Как говорится в материалах стратегии, особенно высок
риск потери корпоративного бизнеса в регионах, также высок «риск снижения лояльности
клиентов РЖД вследствие возможных сбоев в обслуживании в период отладки процессов»
в процессе присоединения.
Несмотря на проблемы, которые могут возникнуть при интеграции, от Транскредитбанка
в ближайшей перспективе ждут роста всех финансовых показателей. В частности, по
итогам 2013 года ожидается, что кредитный портфель банка вырастет на 24%, до 480
млрд руб., а активы — с ожидаемых в этом году 431 млрд руб. до 641 млрд руб. к
1 января 2014 года. При этом прогнозные показатели чистой прибыли с ожидаемых
в 2011 году 8,3 млрд руб. достигнут 14,6 млрд руб. по итогам 2013 года.
Таким образом приобретение ТКБ может весьма существенно сказаться на финансовых
результатах самого ВТБ. На это на днях, в частности, намекнула член правления
ВТБ Екатерина Петелина. «Разработанная стратегия Транскредитбанка, предусматривающая
его полную интеграцию в группу ВТБ до конца 2013 года, будет способствовать укреплению
позиций группы на рынке», — сказала г-жа Петелина, комментируя итоги недавнего
заседания комитета набсовета ВТБ по стратегии и корпоративному управлению, члены
которого утвердили принятую стратегию интеграции бизнеса ТКБ в группу ВТБ.
rbcdaily.ru
|