|
09.09.2011 В Москве нашли новый путь к соцсправедливости
Бедность в России меняет адрес. Из традиционных сел она переселяется в города.
И в первую очередь, по данным директора независимого института социальной политики
Татьяны Малевой, — в крупные. Впрочем, столичные власти уверены, что смогут противостоять
тенденции: правительство города одобрило пятилетнюю программу «Социальной поддержки
жителей Москвы на 2012-2016 годы».
По оценке мэра Сергея Собянина, «это самая крупная и наиболее значимая городская
программа». По цифрам – тоже: за пять лет объем ее финансирования составит 2 трлн
100 млрд рублей. «Программа, — уточнил градоначальник во время недавнего заседания правительства,
— сохраняет все виды и формы социальной защиты, действующие в Москве: для ветеранов
войны, пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других категорий населения»,
предусматривает регулярную индексацию пособий, увеличение размеров денежной компенсации
на оплату услуг телефонной связи и за неиспользованные санаторные путевки.
«Важнейшей задачей программы станет обеспечение комплексного, всеобъемлющего
и адресного характера помощи, — сказал мэр. — Любой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации,
вправе рассчитывать на поддержку города в решении своей проблемы».
При этом, надо заметить, как никто другой на эту помощь отныне смогут полагаться
пенсионеры: на реализацию подпрограммы (одной из пяти) поддержки старшего поколения
из бюджета выделят 1 трлн 500 млрд рублей. А это, как не трудно сосчитать, больше
половины средств, заложенных на развитие системы соцзащиты в целом.
В чем причина? «При подготовке документа были учтены экономические, социальные
и демографические факторы развития нашего города. И вот сегодня прежде всего мы
говорим об увеличении доли старшего поколения нетрудоспособного возраста, — пояснил
министр правительства, глава департамента социальной защиты столицы Владимир Петросян.
— В структуре населения Москвы она составляет 24,4%, а в среднем по России – 21,7%.
Особенно значительными темпами растет доля граждан старше 80 лет, что ставит перед
нами задачу развития служб социального патронажа и круглосуточного ухода».
«Модернизация всех сфер жизнедеятельности, — продолжил Петросян, - ставит перед
нами задачу не просто сохранить высокий уровень социальной защищенности москвичей,
но повысить эффективность помощи, обеспечить доступность для граждан, нуждающихся
в медико-социальном патронаже и долговременном уходе, сократить масштабы бедности».
В частности, с 1 января 2012-го с 11 до 12 тыс. вырастет размер городского социального
стандарта для безработных пожилых горожан. Прибавку получат один миллион 800 тыс.
человек. Средний размер доплаты к их пенсиям, по уточнению министра, увеличится
с 3 тыс. 900 рублей до 4 тыс. 200. Кроме того, на 9% больше в новом году начнут выплачивать региональным
льготникам, ветеранам труда и труженикам тыла.
«В рамках программы будут проводиться комплексные мероприятия, которые позволят
значительно повысить денежные доходы пенсионеров и на 100% охватить ветеранов
социальным обслуживанием», — сообщил Петросян, уточнив, что в городе сегодня проживают
порядка 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.
«В целях наиболее полного изучения уровня их социальной защищенности, материально-бытового
положения и индивидуальных потребностей», по словам Петросяна, столичные власти
провели опрос среди ветеранов. Анкеты заполнены. И «к 5 декабря эта работа будет
завершена», — пообещал министр, отметив, что в ней «принимают участие все органы
исполнительной власти города». «Мы и дальше планируем целенаправленно работать
с каждым ветераном, оказывая ему всестороннюю помощь», — подчеркнул он.
Так, за следующую социальную «пятилетку» на поддержку общественных ветеранских
организаций Москва потратит три млрд рублей — вдвое больше, чем за предшествующие пять лет. Говоря о помощи ветеранам как
об одной из первостепенных задач новой городской программы, Петросян напомнил,
что в мегаполисе «идет работа по развитию медико-социального патронажа, услуг
социальных сиделок, санаториев на дому и других интенсивных форм поддержки жизнедеятельности
граждан старших возрастных групп».
Совершенствуется система предоставления путевок на оздоровительные курорты: к
итоговому 2016-му на лечение будут ездить 160 тыс. человек ежегодно. А непосредственно
в черте города тем временем продолжится работа над перечнем государственных услуг.
Часть из них можно будет получить в электронном виде, не покидая уютного домашнего
кресла. Это существенно упростит путь к социальной справедливости, на которую
разработчики программы указывают как на конечную точку маршрута.
С тем, что список услуг «должен постоянно совершенствоваться и расширяться»,
Сергей Собянин согласился, однако сразу задал установку на отказ от политики патернализма,
которая, как известно, подталкивает благополучателей к иждивенчеству. Суть в том,
что, по новой программе, доля платных благ вырастет и займет 5% общего объема
городского соцпакета.
По мнению директора независимого института социальной политики Татьяны Малевой,
москвичи вполне могут себе это позволить. «Это вызов времени», — прокомментировала
она нововведение, уточнив, что «по различным оценкам, московский средний класс
составляет от 30 до 40% населения. Это означает, что в столице существуют социальные
группы, которые не только хотят, но и могут платить за социальные услуги улучшенного качества».Малеева отметила, что «в условиях рыночной экономики доходная
дифференциация неизбежна». В нашем мегаполисе, по словам эксперта, она особенно
ощутима. «Это связано с ослаблением работы «социальных лифтов», — пояснила Малева.
— Если раньше крупный город гарантировал человеку работу и приемлемый доход, то
сейчас даже московский рынок труда показывает, что он не безразмерный, и уж во
всяком случае далеко не всем гарантирует высокую заработную плату».
Поэтому, по ее убеждению, «очень важно, что программа департамента, помимо перечисления
материальных и гуманитарных форм поддержки пожилым, акцентирует внимание на развитии
сектора услуг». «Чем старше человек, тем больше у него потребностей. Я имею в
виду медицину, лекарственные препараты и непосредственно уход за этим человеком»,
— пояснила Малева.
«В условиях крупного мегаполиса самой уязвимой категорией оказываются одинокие
пенсионеры, — сказала она. – Причем одиноки сегодня не только те, кто формально
не имеет детей. В Москве много одиноко проживающих пенсионеров. По нашим оценкам,
около трети».
В связи с этим Малева заговорила о необходимости «усиления роли некоммерческих
организаций в развитии сектора рынка социальных услуг». Именно из этого понимания,
по ее словам, исходили авторы программы. «Ни государство в целом, ни правительство
Москвы не могут в полном объеме осознать и учесть все разнообразие форм социальной
уязвимости и реальные потребности жителей города», — сказала директор профильного
института.
Проблема только в 94-ФЗ, регулирующем систему госзакупок. На ней остановился
лидер общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников: «Очень
сложно работать без должного планирования: никогда не знаешь, выиграешь грант
или нет, сколько получишь в этом году, а сколько в следующем. Я лично знаю ситуации,
когда, разработав социально значимый проект, добившись его одобрения и внесения
на конкурс, инвалидная организация в конченом итоге сталкивалась с вымогательством».
В качестве обходного пути Крупенников предложил создать региональные реестры
общественников, хорошо себя зарекомендовавших, с тем, чтобы, минуя закон о закупках,
предоставлять им целевые субсидии. В остальном глава «Стратегии», кажется, доволен
новой программой: обратная связь была, предложения, которые возникали во время
обсуждения проекта, власти учли. Кроме одного: по мнению Крупенникова, необходимо
вести «постоянный мониторинг реализации программы». «Сегодня существует много
ярких примеров того, как неуклюжее исполнение хороших нововведений приводит к
возникновению серьезных претензий со стороны москвичей», — заключил общественник.
Дарья Миронова
rosbalt.ru
|