На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
28.09.2011 С чего начинается пенсия
"Мы, пенсионеры, слышим постоянно, что нас содержат те, кто сейчас работает. Почему бы не информировать общество, что нас никто не содержит? Мы ведь получаем то, что заработали и платили государству в виде налогов! На это мы теперь и существуем. Очень неприятно слышать, что ты у кого–то что–то отнимаешь, что тебя кто–то содержит. Объясните, пожалуйста, это людям!"

С таким письмом–просьбой обратилась к нам наша читательница, пенсионерка Александра Д. Разумеется, далеко не ее одну задевает сложившееся в обществе (и не раз озвучивавшееся некоторыми политиками) суждение, что латвийских пенсионеров "слишком много", что они "балласт", "иждивенцы", "тяжкое бремя" для экономики страны и так далее.

"Союз почил и денег не оставил"

Нам не раз доводилось писать о том, что нынешние пенсионеры проработали всю жизнь и что именно они создавали материальные ценности, которые впоследствии приватизировали либо растранжирили власть имущие. Не раз доводилось слышать не выдерживающие никакой критики контраргументы: что, дескать, работали нынешние пенсионеры на благо другой страны, стало быть, независимая Латвия им ничего не должна.

Поэтому сейчас мы же решили пойти по другому пути. Для начала узнать: откуда вообще берутся пенсии, которые сейчас выплачиваются нашим пенсионерам? Для этого обратились в Министерство благосостояния.
Ответ, подготовленный руководителем отдела пенсионной политики департамента социального страхования минблага Даце Трушинской, звучал так:

"В советское время средства, которые использовались для выплаты пенсий, не откладывались в специальные пенсионные фонды, выплата пенсий обеспечивалась из средств государства. Источником этих средств были платежи с прибыли, которые ежегодно вносили в госбюджет СССР предприятия, организации и учреждения. А также страховые взносы из зарплат своих сотрудников (рабочих и служащих), которые без каких–либо вычетов вносили предприятия, организации и учреждения. Таким образом, система социального обеспечения (в том числе пенсионного) действовала по принципу перераспределения.

После отделения Латвии от СССР в распоряжении Латвии никаких средств, чтобы обеспечить выплату пенсий, не осталось. Поэтому после восстановления независимости в 1991 году в Латвии был введен социальный налог. Проводя изменение пенсионной системы, государство преследовало две цели: во–первых, обеспечить выплату пенсий тем, кто на тот момент являлся пенсионером, а во–вторых, побудить работающих вносить платежи социального страхования.

В настоящее время пенсии выплачиваются из налогов, которые вносят работающие (налогоплательщики). То есть дети/внуки платят взносы социального страхования, чтобы государство могло обеспечить выплату пенсий их родителям/бабушкам и дедушкам. Одновременно эти выплаты регистрируются на каждом индивидуальном счете, на котором они накапливаются виртуально. И при выходе человека на пенсию они будут учтены при расчете размера пенсии".

А как же "советское наследство"?

Единственный вывод, который логически вытекал из разъяснения минблага: нынешние пенсионеры и в самом деле находятся на иждивении — коль скоро их пенсии выплачиваются из средств налогоплательщиков. Однако после беседы с членом правления общественной организации "Латвийское общество социальных реформ" (ЛОСР, не путать с ПРЗ, то есть Партией реформ Затлерса! — М. Б.) Иваром Редисоном стало понятно: записывать нынешних пенсионеров в "иждивенцы" как минимум некорректно.

— Действительно, когда Латвия отделилась от СССР, социальные выплаты того времени канули в небытие, — согласился Редисонс. — Но это лишь часть правды. Минблаг "скромно" умалчивает о другом. О том, что после распада СССР в Латвии остались предприятия, мосты, линии связи, здания и другое, построенные в советское время. Во все эти объекты был вложен и труд людей, которые все это строили, и их деньги (они же платили налоги!) Сегодня эти люди — пенсионеры. А общая стоимость "советского наследства", которое получила независимая Латвия, оценивается в среднем в 78 миллиардов долларов (причем не сегодняшних, а уровня 1990 года, когда доллар был гораздо крепче и ценнее).

Таким образом, нельзя утверждать, что люди, работавшие в советское время, ничего не накопили. Они эти накопления сделали, но только не индивидуально и не в деньгах, а коллективно и в виде объектов недвижимости. Поэтому решение, которое чуть позже принял на этот счет сейм, было логично и последовательно: в качестве компенсации за трудовой вклад 5% от средств, полученных от приватизации предприятий, перечислять напрямую в пенсионный фонд. Это была громадная сумма; ее с лихвой хватило бы, чтобы покрыть все издержки, связанные с расходами на выплату пенсий людям, работавшим в советское время!

Сейчас о средствах, полученных в результате приватизации предприятий, говорят очень неохотно. Получить какие–то цифры — огромная проблема.

Как–то в частной беседе один из тех, кто занимался приватизацией (был членом рабочей группы по разработке сертификатов, а позже — контролером Госконтроля), называл сумму в 27 млрд. латов. Такой была, по его подсчетам, общая стоимость приватизированных объектов. 5% от этой суммы — 1,35 млрд. латов.

Однако до Пенсионного фонда от приватизации было внесено всего лишь около 180–200 млн. латов. В основном это были акции различных предприятий. Эти акции, по сути, являются частью пенсионных накоплений. Однако непонятно, почему в официальной отчетности они фигурируют как государственное имущество.

"Мутная вода" приватизации

— Теперь о некоторых "издержках" приватизации, — продолжает Редисонс. — Очень часто этот процесс осуществлялся, мягко говоря, неудачно. Вспомним РВЗ (Рижский вагоностроительный завод), приватизированный за 1 лат. Сколько от этой "операции" ушло в пенсионные накопления? Правильно: пять сантимов (5% от 1 лата). И это далеко не единичный случай!

Далее. При приватизации одним из обязательных условий всегда было сохранение производства и рабочих мест. Однако огромное количество приватизированных предприятий это условие не выполнили. Таким образом, в пенсионные накопления не пошли ни оговоренные законом приватизационные 5%, ни ожидаемые выплаты социального страхования: рабочие места ведь были ликвидированы!

Кроме того, громадная сумма взносов социального страхования была лишь виртуальной: она была рассчитана и указана в отчетах, однако реально внесена не была. Налоговикам не удалось собрать сотни миллионов латов: либо должникам предоставлялись льготы, либо они просто объявляли себя банкротами.

Вообще, чтобы оценить все злоупотребления, допускавшиеся во время приватизации, следовало бы учредить специальную комиссию. Примерно такую, как та, что вот уже несколько лет пытается подсчитать убытки, нанесенные Латвии в составе СССР. Но будем реалистами: кто из власть имущих сегодня пойдет на это? Кому из ныне "уважаемых людей" захочется ворошить недавнее прошлое, вспоминая, как "зарабатывался" первый миллион?

Наша общественная организация ЛОСР пытается внести хотя бы какую–то ясность в то, кто и какую рыбку выловил в "мутной воде" за годы независимости. Но мы работаем лишь на энтузиазме; для того же, чтобы расставить все точки над "i", необходимо, чтобы этим занималась группа из пяти–шести (как минимум!) оплачиваемых специалистов. И самое главное — чтобы у них были полномочия от государства запрашивать и получать все необходимые документы. И даже при самых благоприятных обстоятельствах работа такой группы, думаю, заняла бы не менее двух–трех лет.

А теперь возвратимся к вопросу, являются ли иждивенцами сегодняшние пенсионеры. Понятно, что государству это выгодно утверждать, но на самом деле это не так. Сегодняшние пенсионеры честно заработали свои пенсии. И не их вина, что их, попросту говоря, обобрали.

Но даже в этом не было бы настолько страшной беды, если бы наши власти реально выполняли те международные обязательства, которые в разное время брали на себя! В Евросоюзе, в состав которого входит и Латвия, действует жесткий принцип: обязанность государства — соблюдать право своего народа на достойную жизнь! Однако до недавнего времени в политике Латвии "рулили" те, кто признавал право на нормальную жизнь лишь для избранных — то есть имеющих деньги. Чем больше, тем лучше. Нет денег — нет врача и лекарства, нет тепла в квартире, нет самой квартиры. Да и места на кладбище без денег тоже не получить…
 
d-pils.lv


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.