На главную. Ваш Пенсионный брокер Вернуться на главную страницу    



























  Новости
28.09.2011 Беби-бумеры на пенсии
Первым беби-бумерам исполняется 65, они готовятся выйти на пенсию. Эксперты не ждут ничего хорошего от этой 76-миллионной армии пенсионеров.

Армагеддон-бум

4 ноября 2011 года, пятница. Джона Таккера из Санта-Фе, штат Нью-Мексико, менеджера Wallmart, c помпой отправляют на пенсию – ему стукнуло 65 лет. Отметив этот судьбоносный юбилей сначала с коллегами по работе, а затем с друзьями и семьей, утром в понедельник Джон звонит своему управляющему и требует срочно продать все принадлежащие ему ценные бумаги. Он всю жизнь работал, экономил, откладывал, делал инвестиции, но теперь… хочет наконец пожить в свое удовольствие. Так же, как Джон, каждую неделю поступают несколько сотен тысяч только пенсионеров. Рынки уходят в глубокое пике, по сравнению с которым биржевой коллапс образца 2008 года – цветочки.

Это самая последняя и модная страшилка, которую в последнее время тиражировали американские СМИ. Речь идет о первых беби-бумерах – поколении, рожденном между 1946-м и 1964-м годами в США. Почему 2011 год? Просто потому, что 1946+65=2011. За первыми пенсионерами последуют остальные, и массовый выход на пенсию будет продолжаться в Америке вплоть до 2029 года. Картина жуткая, и совсем не газетная утка – не так давно Федеральный банк Сан-Франциско опубликовал целое исследование на эту тему. Авторы убедительно показывают тесную связь между движениями индексов и различными поколениями (когортами), в особенности с когортами людей, достигшими пенсионного возраста. Помимо обвала рынков, обвалится вся система социального и медицинского обеспечения США, не справившись с пенсионными и страховыми выплатами – денег не будет просто потому, что резко сократятся налоговые сборы. Громадный, нарастающий как снежный ком дефицит госбюджета многократно увеличит и так непомерный госдолг США. Далее – дефолт, революция, хаос, нищета и низвержение некогда мирового гегемона. Ну, как вам «Армагеддон»? Или лучше «2012»?

Старо- и младо-бумеры

Всего статистики насчитали около 76 млн беби-бумеров. Это больше, чем население любой европейской страны, кроме Германии (ненамного меньше); столько же, сколько проживает в Польше и Канаде, вместе взятых, или как три Австралии. Но при этом армия беби-бумеров совсем не однородна. Выделяют два поколения: первое родилось между 1946-м и 1955-м годами, их 32,5 млн человек, и они будут выходить на пенсию начиная с этого года и вплоть до 2020 года. Второе поколение куда более многочисленное: 46,8 млн человек, и их выход на пенсию продлится еще десятилетие – вплоть до конца третьего десятилетия XXI века. Эти поколения исповедуют порой совершенно противоположные ценности, придерживаются разных потребительских моделей, политических взглядов, они отличаются всем – от уровня благосостояния до уровня образования. Например, нашему Джону Таккеру повезло больше, чем остальным: его ровесники росли в самое золотое время Америки – ведь именно Штаты стали основными экономическими бенефициарами только что закончившейся войны. Это были годы процветания, огромные инвестиции начали получать отрасли, ориентированные на конечного потребителя. Джон еще не пошел в школу, а в его доме уже появился холодильник, фен для сушки волос, его родители могли позволить купить новенький Форд, они уже жили в типовом двухэтажном доме с лужайкой на заднем дворе и так далее. Именно в то время сформировались характерные черты американской мечты: безграничный выбор возможностей для самореализации, семейные ценности и пр. Поэтому поколение Джона отличается от остальных в первую очередь тем, что они куда чаще были готовы рисковать и ввязываться в авантюрные предприятия. Неудивительно поэтому, что у этой когорты куда больше денег, чем у младших поколений. Кстати, некоторые исследователи и вовсе убеждены, что первое поколение бумеров – это и есть основной класс активных американских инвесторов.

Зато уже следующее поколение бумеров было куда более образованно, а вот склонность к риску у них куда меньше, чем у старших братьев. Рок-н-ролл, наркотики, сексуальная революция – все это досталось первому послевоенному поколению, остальные уже довольствовались закатом движения хиппи, но активно бунтовали во время студенческой «Пражской весны», уходили в политический радикализм, отстаивали – и успешно – свободу слова, «запрещали запрещать». Хиппи потихоньку превратились в яппи: с другим гардеробом и внешним видом, с урбанистическими ценностями, с нацеленностью на профессиональную карьеру. Одновременно младшее послевоенное поколение уже активно брало кредиты, покупало дома в ипотеку, рефинансировало ее, залезало в долги по кредитным картам.

Эти люди, можно сказать, обеспечили пузырь на рынке доткомов рубежа веков – выводили компании на биржу, хотя и не свои – тот же Google придумали те, кто родился в начале 1970-х, за пределами беби-бума. Но не Лари Пейдж или Марк Цукерберг или Шон Паркер придумали тот Wall Street, каким мы его сегодня знаем, те сложные виртуальные финансовые схемы, что привели к падению рынка недвижимости в США и кризису 2007–2009, последствия которого, безусловно, станут определяющими для развития мировой экономики в ближайшее десятилетие. Банк-сеттеры с Wall Street – это второе поколение беби-бумеров.

Смотрите сами. JPMorgan Chase & Co, крупнейший инвестбанк в мире, активный участник всех финансовых катаклизмов последнего десятилетия, его нынешний глава Джейми Даймон родился в 1956 году. Goldman Sachs, банк, который некоторые называют «спрутом, высасывающим все соки из мировой финансовой системы», его нынешний глава, Ллойд Блэнкфейн, родился в 1954 году. Некоторые легенды из мира новых технологий – Стив Джобс (род.1955) из Apple и Билл Гейтс (род.1955) из Microsoft – уже добровольно отправились на покой – так или иначе отойдя от активного управления своими компаниями. Вместе с ними, возможно, отправилась на покой целая эпоха.

…но годы другие приходят, они будут так же трудны
Недавняя громкая отставка Стива Джобса, подарившего миру MAC, Iphone и Ipad, совсем не рядовое событие – когда какой-нибудь топ-менеджер оставляет дела из-за болезни или по возрасту. Возможно, это метафора начала конца эры прорывных технологий. Известный американский футуролог Джордж Фридман, в только что вышедшей книге «Следующие 10 лет» выделяет два фактора, которые сформируют картину мира в ближайшее десятилетие: демографические проблемы и технологические инновации. «Следующее десятилетие станет периодом отставания технологий от потребностей. В некоторых случаях существующие ныне технологии достигнут пределов своих возможностей, а те, что смогли бы прийти им на смену, еще не будут изобретены или доведены до уровня промышленного использования. Я не говорю, что не будет заметного технологического сдвига: электромобилей и сотовых телефонов нового поколения будет в достатке. Не хватать будет действительно прорывных технологий, которые удовлетворяли бы возникающие и уже ставшие безотлагательными потребности, тех самых технологических прорывов, которые определяют подлинный рост экономики», – пишет Фридман.

Виновными в таком положении вещей остаются все те же беби-бумеры – после кризиса доткомов инвесторы с большим трудом и крайне редко инвестируют в стартапы, куда чаще они дожидаются, когда венчурный проект выйдет на финишную прямую, и только тогда дают деньги. Да и с деньгами у инвесторов «не очень». Корпорации во всех развитых странах, а не только в США, перегружены долгами, банки еще долго будут создавать резервы под плохие долги и жить в режиме постоянного страха повторения осени 2008 года. Финансы частных домохозяйств ничем не лучше – все те же долги и недвижимость, цены на которую не прекращают падать уже 4-й год подряд. Откуда же взяться инвестициям для прорыва?! Не считать же, в самом деле, прорывом детище Марка Цукерберга (Facebook) или Андрю Мейсона (Groupon)?!

Возможности же государства подменить частный спрос весьма ограниченны – республиканцы отчаянно защищают достижения Джорджа Буша младшего, за время президентства которого богатые американцы стали платить налогов куда меньше, чем менее состоятельные граждане. Но администрации нынешнего президента Барака Обамы ничего не остается, как резать расходные статьи бюджета, в том числе из-за того, чтобы бы лишний раз не давать повод международным рейтинговым агентствам снижать суверенный рейтинг и не создавать новую почву для финансовых цунами. Как будут выглядеть при этом возможности пенсионных фондов, системы социального и медицинского обеспечения? Уже сейчас их финансы трещат по швам, в то время как массовый выход бумеров еще только начинается.

Не уходите, вы нам еще нужны

На другом полюсе осмысления предстоящих потрясений в связи с выходом бумеров на пенсию, например Джефф Голдсмит, автор книги «The long Baby Boom» (в вольном переводе «Длинный век беби-бумеров») не скрывает своего оптимизма и клеймит алармистов. «80% бумеров совсем не собираются выходить на пенсию в 65 лет – им важнее трудиться, чем отдыхать и прожигать остаток жизни в праздности и паразитизме за государственный счет», – пишет Голдсмит. С другой стороны, без пенсионеров экономике придется действительно худо – слишком низкий уровень занятости будет у более молодых поколений. Иными словами, работодатель вполне может предложить нашему Джону Таккеру еще потрудиться – на благо страны и своего личного кошелька. Джефф Голдсмит также пишет, что, мол, и сбережений-то у людей предпенсионного возраста не так много, но именно это поколение может стать новым для США экономическим локомотивом, способным вытянуть страну из долговой кабалы и дать толчок росту новых отраслей. Хочется верить таким оптимистам, как Голдсмит, и многие ученые говорят «Да будет так!». Но при этом тяжело покачивают головой. В защиту соплеменников выступил недавно легендарный Алан Гринспен, бывший глава ФРС США – к слову сказать, ему сейчас 85 лет. «Молодое поколение (кто сейчас между тридцатью и сорока – прим. «ФД») без работы потому, что они ленивы, глупы и непродуктивны, а корпорациям следует вместо них нанимать эмигрантов», – высказался Гринспен, добавив, что у молодого поколения – более низкие в сравнении с бумерами доходы.

В свежей публикации американского журнала «Геронтолог» приводятся и вовсе неожиданные результаты исследования, согласно которому поколение «старше 61» выглядит едва ли не самым «предпринимательским» – мол, эти люди куда чаще молодых в Штатах открывают собственный бизнес и готовы к риску.

Между тем, социологические опросы показывают, что самое старшее поколение бумеров питает чрезмерные иллюзии относительно своего финансового будущего и слишком смелые надежды на активное участие в политической жизни страны. Но даже если ожидания завышены, все равно бумеры к 2015 году станут самой большой электоральной группой и политикам придется с ними считаться. Хотя, возможно, и недолго – младшие поколения бумеров, которые идут им на смену, уже отличаются политическим цинизмом, а авторитеты для них мало что значат.

На кону $12 трлн

В ближайшие годы начнется активная перестройка всех отраслей экономики США, к слову, и Европы тоже, под нужды тех, кому «65+». В связи с непрекращающимся кризисом далеко не все пенсионеры смогут позволить себе разъезжать по курортам и тратить деньги на другие развлечения – многие будут ходить в магазины со списком. Но, так или иначе, рекламщики будут вынуждены считаться с новой движущей силой на потребительском рынке – и мы неизбежно увидим кардинальную трансформацию нынешнего образа гламура. Ведь спрос рождает предложение, а на кону, по подсчетам Центра по пенсионным исследованиям при Бостонском колледже, около $12 трлн – именно столько составят собственные сбережения бумеров, полученное наследство, в свою очередь, от своих родителей, родственников. Для сравнения: ВВП США за 2010 год составил около $14,5 трлн. За содержимое кошельков пенсионеров будут конкурировать медицина, которая будет предлагать качественный уход и различные «антистареющие» медикаменты, финансовые консультанты – за возможность предложить наилучшие программы по управлению инвестициями, ритейлеры – за возможность предложить «здоровые» продукты, туристическая индустрия – за возможность предложить специальные программы для пожилого туризма. Список можно продолжать бесконечно. В основе будущих маркетинговых кампаний основной акцент неизбежно будет сделан на этику, ценность эмоциональных факторов, акцент на долгосрочные надежные решения, на «стремление общества повернуться лицом к пожилым» и готовности правительств идти в авангарде этих инициатив, подавать пример, наконец, акцент будет сделан на общественное согласие.

Что касается Джона Таккера, никто точно не знает, как он себя поведет в свой самый первый понедельник новой жизни. Невозможно спрогнозировать его поведение, основываясь на прежних «пенсионных» моделях. Ясно только, что он не будет тратить все деньги, кутить, будет стараться совмещать дальнейшую работу и путешествия с семьей. Ясно также, что в его 65+ вокруг него будет «крутиться» вся Вселенная. И, наконец, ясно, что поколение беби-бумеров вовсе не похоронит Америку, но, очевидно, даст ей новый импульс для развития. Пусть это развитие будет и без революций, прорывных технологий, с невысокими темпами роста… Зато и без кризисов, без неуправляемых спекулятивных рынков, без финансовых катастроф и с тщательно выверенными инвестиционными планами. Как и приличествует размеренной, неспешной и в то же время качественной жизни пенсионеров.
 
Федор Чайка
money.ru


 
Яндекс цитирования src=http://counter.rambler.ru/top100.cnt?650876Rambler's Top100
© 2003-2014 «Ваш Пенсионный Брокер»
e-mail: «отправить сообщение»
Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
При цитировании  информации гиперссылка на сайт Ваш Пенсионный Брокер  обязательна.