|
10.09.2010 Пенсионная проблема — 2012. Простым повышением пенсионного возраста проблему не решить, нужно менять всю систему
Ни для кого не секрет, что повышение пенсионного возраста — задача политически
непопулярная и оттого трудная в реализации. Во Франции, например, это стало причиной
очередной массовой забастовки. А у нас чиновники на этой неделе снова говорят о необходимости пойти на такой шаг. То, что в последние полгода вопрос о пенсионном
возрасте регулярно поднимается на государственном уровне, показывает, что у правительства
практически не осталось иных рычагов управления пенсионной системой. Между тем,
пенсионный возраст — не единственное, что надо менять в российском пенсионном
обеспечении.
У реформы 2002 года было три официальных цели: (1) усилить страховые принципы, то есть обеспечить более
тесную связь между зарплатой и взносами, с одной стороны, и пенсиями, с другой;
(2) поднять реальный размер пенсий и (3) обеспечить финансовую устойчивость и
сбалансированность пенсионной системы. Первые годы правительство пыталось решать первую и третью задачи. В результате,
доходы пенсионеров росли медленнее доходов занятых и в среднем обеспечивали потребление
пенсионеров на уровне черты бедности.
Протесты пенсионеров в связи с монетизацией льгот и усилившееся недовольство
медленным ростом пенсий привели к смене государственных приоритетов. В последние
годы основные усилия были направлены на то, чтобы увеличить реальный размер пенсии.
В итоге, средняя пенсия перевалила за 1,5 прожиточных минимума пенсионера и, наконец,
достигла 35-36% средней заработной платы. Однако цена этой очень скромной, с точки
зрения пенсионеров, победы — по-прежнему высокая уравнительность пенсий и дестабилизация
финансов пенсионной системы, которые теперь очень сильно зависят от поступлений
из федерального бюджета. Поскольку в ближайшие годы из-за старения ситуация с
пенсионными финансами будет только ухудшаться, вопрос, где взять деньги, становится
все более актуальным.
Одна из проблем российской пенсионной системы состоит в очень низком возрасте
фактического назначения пенсии, который для многих россиян наступает после 45-50
лет (средний пенсионный возраст женщин — 52 года, мужчин — 54 года). И необходимость
его поднять назрела давно. В одной из предыдущих колонок я уже приводила экономические
аргументы в пользу такого шага, главные из которых состоят в том, что, во-первых,
продолжительность трудовой жизни каждого следующего поколения сокращается, ибо
учатся все дольше и дольше. А, во-вторых, появление новых технологий и развитие
сектора услуг приводят к тому, что реальной утраты трудоспособности к 55/60 годам
у многих работников не происходит.
Тем не менее, нельзя не признавать очевидных демографических ограничений возможности
поднять возраст в России. Низкая продолжительность жизни идет рука об руку с плохим
состоянием здоровья и инвалидностью. Неоправданно быстрое и радикальное (например,
до 65 лет) повышение пенсионного возраста в нашей стране может привести к росту
числа инвалидов и не дать ожидаемого прироста числа занятых.
Вот почему, на мой взгляд, начинать стоит с реформирования системы досрочных
пенсий, сделав прозрачным их финансирование и освободив от «лоббистского» балласта,
когда определенная часть, по экспертным оценкам, треть, работников, имеющих право
на ранний выход на пенсию, трудятся в нормальных условиях. Кроме того, вполне
оправданно поднять пенсионный возраст у женщин, чьи характеристики здоровья, продолжительности
жизни и условия труда в среднем лучше, чем у мужчин. Причем, даже выравнивание
пенсионного возраста следует проводить медленно, повышая его на 4-6 месяцев в
год, то есть растягивая поднятие возраста с 55 до 60 лет на 10-15 лет.
Параметры возможных правительственных решений пока неизвестны. Однако периодически
появляющаяся в СМИ информация о том, что министерство финансов предлагает повысить
пенсионный возраст мужчинам и женщинам на пять лет в течение 5-10 лет, вызывает
беспокойство. Идея повышения пенсионного возраста на год каждый год (и за счет
этого увеличения размера пенсий) — чревата негативными социально-экономическими
последствиями не только в пенсионной сфере (рост числа пенсионеров по инвалидности),
но и на рынке труда (всплеск безработицы в старших возрастах), что, скорее всего,
негативно скажется и на других элементах социальной защиты (увеличение числа бедных
среди пожилых). Более того, очевидно, что даже такое повышение пенсионного возраста
не сможет полностью закрыть дефицит в пенсионной системе. Таким образом, не решив
до конца одни проблемы в пенсионной сфере, подобный подход к проблеме пенсионного
возраста может создать другие, не говоря уже об усилении социального недовольства.
Подходить к пенсионному возрасту только с фискальной точки зрения, так же, как
и пытаться одним инструментом решить проблему долгосрочной успешности пенсионной
системы, глубоко ошибочно. Противоречивый опыт реализации реформы 2002 года еще
раз показал, что легких и простых решений в пенсионной системе не бывает. Латание
«дыр» в пенсионной системе привело к тому, что она стала громоздкой, сложной и
непрозрачной.
При этом уже сейчас видно, что уровень жизни будущих поколений пенсионеров —
тех, кто сейчас еще активно трудится, — также не будет высоким. Плохо развивается
накопительный элемент пенсионной системы — и население пассивно, и доходность
пока не высока. Практически не развитым остается институт добровольного частного
пенсионного обеспечения граждан, если не считать корпоративных пенсионных систем
отдельных крупных компаний, в стороне остается и малый бизнес, и само население.
Вопросы пенсионной реформы не относятся к числу политически легких. Поэтому вряд
ли стоит ждать каких-либо непопулярных решений в этой области до 2012 года. Однако
после этого, на мой взгляд, говорить надо не только об изменении пенсионного возраста,
но и шире — о новом дизайне пенсионной системы. Новая пенсионная реформа должна
предложить способы решить провалившиеся пока проблемы расширения охвата государственным
пенсионным обеспечением, удлинения периода уплаты страховых взносов, и более ответственного
участия работников и работодателей в формировании будущих пенсий. Она также должна
предложить инструменты, как повысить роль дополнительных частных пенсий, без которых
не обходится ни одна пенсионная система развитых стран. Таким образом, пенсионный
возраст — лишь один из инструментов палитры будущих политических решений в пенсионной
сфере, и пользоваться им надо взвешенно и осторожно.
Автор — заместитель директора Независимого института социальной политики
|