|
15.08.2012 Не готовы к пенсии
Это и не удивительно в ситуации, когда рост валового внутреннего продукта, составивший
в I квартале незначительные 2%, в последующие 3 месяца сократился до 1,5% – при
том, что в конце 2011 года данный показатель составлял, по последним данным, 4,1%.
Соответственно, снижаются объемы инвестиций и правительственных расходов. И поэтому
первые роли отводят потребителям – вернее, их активности, за счет которой в прошлом
году был обеспечен 71% роста ВВП.
Но этого не происходит, причем те, кто, вроде бы, не должен быть стеснен в средствах,
испытывают столь же малое доверие к состоянию экономики, как и все остальные.
Опросы общественного мнения позволили установить наличие подобной тенденции. Так,
опрос, проведенный агентством Thomson Reuters и Университетом Мичигана, показал,
что индекс доверия потребителей, ежегодный доход которых превышает 75 тысяч, сократился,
по сравнению с прошлым годом, на 20%. А данные компании Spectrem Group, занимающейся
исследованиями рынка, показали, что даже среди миллионеров этот показатель ныне
снизился до минимальной за 9 месяцев отметки.
Такие изменения в настроениях начинают сказываться и на потребительской активности.
Опрос Института Гэллапа показал, что те, кто зарабатывает 90 и более тысяч долларов
в год в июне тратили на не являющиеся жизненно важными нужды на 20 долларов в
день меньше, чем год назад. И если не учитывать покупку жилья и автомобилей, а
также погашение обязательных ежемесячных платежей, то получается, что в данной
категории этот показатель, составлявший в январе 117 долларов и увеличившийся
в апреле до 136, в июне вновь снизился до 116 долларов.
Как отмечает Scott Hoyt, экономист Moody’s Analytics, богатые потребители экономят,
в первую очередь, на предметах роскоши. Поэтому последствия рецессии привели,
к примеру, к резкому падению спроса на ювелирные украшения.
Насколько существенно снижение активности более обеспеченных слоев населения,
сложно установить, поскольку правительство не анализирует динамику розничной торговли,
исходя из демографических показателей. Но кое о чем можно судить уже по тому,
что, в частности, прибыль ювелирных компаний Tiffany и Blue Nile оказалась во
II квартале ниже ожидаемой. Это в свою очередь привело к тому, что с апреля акции
первой из них подешевели на более чем 12 долларов, до 57,43, а второй – почти
на 10 долларов, до 23,96.
В то же время на отсутствие спроса не могут пожаловаться производители люксовых
автомобилей. По сообщению Autodata, объем продаж таких моделей за 6 месяцев нынешнего
года увеличился на 14% – до более чем 500 тысяч. Но в целом активность богатых
потребителей снижается.
Юрий Замощин
rusrek.com
|