Обсуждение грядущей пенсионной реформы в России, старт которой намечен на 2013-2014
годы, в последние месяцы приводит к серьезным спорам в экспертном сообществе и
вызывает немало вопросов у обывателей. О работе над концепцией долгосрочного развития
пенсионной системы России до 2050 года, о судьбе накопительного компонента и росте
пенсий в интервью РИА Новости рассказал глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон
Дроздов.
- Антон Викторович, что ждет россиян в связи с грядущей пенсионной реформой?
В чем ее суть? Можно ли говорить о том, что это будет действительно реформа?
- Пенсионная реформа в постсоветский период произошла в России в 2002 году, когда
была полностью изменена формула подсчета пенсионных прав граждан, введен единый
социальный налог и накопительный компонент пенсионного страхования.
Вместе с тем некоторые ключевые задачи так и не были решены. Не был реформирован
институт досрочных пенсий, не созданы корпоративные пенсионные системы, остался
нерешенным вопрос о сбалансированности системы пенсионного страхования по доходам
и расходам. Не были также предприняты все необходимые шаги для действительного развития
накопительного компонента. Закон о выплатах пенсионных накоплений появился только
в 2011 году. При этом нормативной базы, гарантирующей гражданам сохранность и
доходность средств их пенсионных накоплений, нет до сих пор.
Таким образом, за 10 лет в пенсионной системе накопился целый пласт проблем.
И теперь, разрабатывая долгосрочную стратегию развития, мы вынуждены находить
решение этих вопросов. Можно ли назвать это реформой? На мой взгляд, это естественный
процесс совершенствования системы.
- Министр труда и соцзащиты Максим Топилин неоднократно отмечал, что в первую
очередь необходимо решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда России.
Как ПФР планирует сбалансировать свой бюджет?
- Очевидно, что дефицит бюджета ПФР, который в 2012 году превышает 1 триллион
рублей, должен быть как минимум управляемым, а не растущим от года к году. Но
эта задача решается не только внутри Пенсионного фонда. Ведь бюджет ПФР тесно
увязан с федеральным бюджетом, он регулируется, исходя из общих бюджетных правил
и подходов к обеспечению макроэкономической и социальной стабильности в стране.
Сейчас идет согласование с министерством финансов тех конкретных шагов, которые
могут быть предприняты для решения этой задачи в перспективе 2013-2015 годов.
При этом снижение дефицита пенсионной системы не может быть самоцелью. Нужна система,
которая обеспечит граждан пенсией, адекватной их заработку и возможностям экономики.
Чтобы уровень жизни пенсионеров не падал так значительно, как это происходит сейчас.
Фактически, с одной стороны, перед нами стоит задача предложить меры, которые
снизят нагрузку на бюджет, с другой - необходимо, чтобы эти меры были увязаны
с долгосрочными решениями по развитию пенсионной системы.
- Пенсионный фонд, Минтруд и Минфин понимают, за счет чего можно снизить дефицит
пенсионной системы?
- Между профильными министерствами есть консенсус по ряду мер. Первая касается
самозанятого населения. Сейчас индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты,
нотариусы и другие платят чуть более 14 тысяч рублей в год, что в несколько раз
меньше, чем платят страхователи в среднем за наемного работника (22% от годового заработка до 512 тысяч рублей и 10% сверх этого предела - прим.
ред.). Получается, что и пенсионные права у этой экономически активной части населения
формируются недостаточные. Есть предложение увеличить пенсионные платежи представителей
самозанятого населения примерно в два раза. Это позволит им сформировать трудовую
пенсию хотя бы в минимальном размере.
Еще одна мера - отказ от льготных тарифов страховых взносов после завершения
периода действия этих льгот для отдельных категорий страхователей, которые в основном
заканчиваются в 2014-2015 годах. На мой взгляд, если есть необходимость поддержать
отдельные отрасли и секторы, то лучше это делать через субсидии, а тариф платить
в полном объеме.
При этом, стоит отметить, в 2013-2015 годах будет действовать та же ставка тарифа
в ПФР, что и в 2012 году - 22%.
Другой важнейший момент - поэтапное введение дополнительного тарифа страховых
взносов для страхователей, имеющих работников на вредных и опасных производствах.
Но есть и такие меры, дискуссия по которым в настоящее время продолжается. Минфин
предлагает увеличить минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, с 5 до
10 лет, но мы понимаем, что существенной экономии она не даст.
Минфин также предлагает пересмотреть подходы по индексации пенсий, что может
привести к снижению уровня пенсий и социальных пособий по отношению к росту средней
заработной платы и величине прожиточного минимума пенсионера. Мы с этим согласиться
не можем. Тем более что в правительстве уже объявлено о том, что в 2013-2015
годах общий уровень роста трудовых пенсий составит 45%. При изменении действующих
правил обеспечить такую индексацию не получится.
Дискуссия идет вокруг вопросов совершенствования накопительного компонента.
- Единогласия в вопросе накопительной части пенсии, похоже, нет ни среди ведомств,
ни среди экспертов?
- Накопительная часть пенсии по обязательному страхованию в своем нынешнем виде
пока не стала страховкой от бедности. Формирование пенсионных прав в распределительной
системе идет более высокими темпами по сравнению с доходностью от инвестирования
средств пенсионных накоплений. Сравните: в 2004-2011 годах инфляция в Российской
Федерации составила 215%, при этом индексация страховой части пенсии - 337%, а
доход от инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компанией
- 149%. Результаты инвестирования негосударственными пенсионными фондами в среднем
чуть лучше - 159%, но все они ниже инфляции. Получается, что у граждан, имеющих
накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем
по страховой части, а накопленные средства обесценились.
Расчеты показывают, что накопительная часть будет относительно значима для граждан,
выходящих на пенсию только ближе к 2040 году, когда ее доля в трудовой пенсии
приблизится к уровню примерно в 18%. До этих пор основную нагрузку по пенсионному
обеспечению будет нести солидарная система (когда пенсии пенсионерам платятся из страховых взносов за работающих граждан
и за счет средств федерального бюджета - прим. ред.). Поэтому, сейчас важна сбалансированность именно солидарной части, чтобы она
не уменьшалась быстрыми темпами.
- В правительстве обсуждают снижение ставки на накопительную часть до 2%, при
этом предлагается отправить 4% в солидарную часть бюджета Пенсионного фонда. Обсуждается
также возможность направления этих 2% на развитие корпоративных пенсионных программ.
Что Вы думаете об этом предложении?
- Я считаю, что в нашей стране обязательная накопительная система во многом играет
переходную роль. И насколько она оптимальна для экономики - должно ли это быть
6% страхового тарифа, 4% или 2% - необходимо определиться.
Никто не говорит, что накопительный компонент необходимо «убивать», но его нужно
развивать. Мы считаем, что его надо выводить в корпоративный или добровольный
формат, либо оптимизировать. Оптимизация, как один из обсуждаемых вариантов, -
это снижение размера страхового тарифа на накопительную часть. Кроме того, есть
предложение дать людям возможность сделать выбор: полностью перейти в солидарную
систему или часть страховых взносов направлять в накопительный компонент.
Есть и другой вариант: сделать накопительный компонент обязательным для граждан
после достижения ими определенного, достаточно высокого уровня доходов. Это предложение,
кстати, показывает, что эксперты прекрасно понимают: для низкооплачиваемых слоев
накопительная система эффективно не заработает. Мы эти варианты в настоящее время
изучаем и анализируем.
Что касается корпоративных и добровольных пенсионных программ, они более эффективны,
чем обязательная накопительная, принудительная система. Надо стремиться к тому,
чтобы развивать корпоративные добровольные пенсионные системы, надо законодательно
стимулировать этот процесс. Гражданам также необходимо предоставить больше цивилизованных
возможностей по формированию личных пенсионных накоплений, допуску на этот рынок
страховых компаний и банков. Сейчас ведется работа над законом по расширению пенсионных
и страховых продуктов, и мы работаем над ним вместе с участниками страхового рынка,
негосударственными пенсионными фондами, Минфином и Федеральной службой по финансовым
рынкам.
- Если дать право выбора, то сколько, по вашим оценкам, людей перейдет полностью
в солидарную систему?
- Мы считаем, что до 70% граждан. У нас очень высокий уровень дифференциации
заработной платы в стране. Около 75% работающих получают зарплату ниже средней
по экономике. Для этих людей формирование накопительной части пенсии в обязательном
порядке, как это происходит сейчас, не является значимым. Они смогут поручить
себя заботам государства и формировать свою будущую пенсию по обязательному пенсионному
страхованию в солидарной системе. А те, кто получает высокую зарплату, смогут
активно инвестировать свои накопления, в том числе и добровольные, как это происходит
и сегодня.
- Если мы принимаем эти варианты, что будет с тем багажом пенсионных накоплений,
который уже сформировался?
- Все накопления останутся за гражданами и будут продолжать инвестироваться,
а при решении гражданина выйти на пенсию - будут ему выплачиваться в виде накопительной
части пенсии или пенсионной выплаты. То есть все пенсионные права сохранятся и
все пенсионные накопления будут учтены при назначении им пенсии. Никто ничего
отбирать не собирается.
- Сейчас обсуждаются разные предложения по расширению перечня активов, в которые
можно вкладывать пенсионные накопления. Где, по вашему мнению, пролегает эта грань
между доходностью и надежностью вложений: какие бумаги стоит включить в этот список?
- Общий объем рынка пенсионных накоплений сейчас превышает 2 триллиона рублей.
Не секрет, что их не удается в достаточных объемах размещать в инфраструктурные
и инвестиционные проекты, в основном эти средства вкладываются в госбумаги. И
здесь, конечно, объем нашего рынка тесноват для действующего уровня накопительной
системы - сегодня уже пенсионные накопления превышают треть рынка РТС. Отсюда
и предложения по оптимизации этих процентов и развитию корпоративных систем.
При этом, конечно, мы считаем, что средства пенсионных накоплений должны регламентироваться
отдельной законодательной базой. В том числе, чтобы снять с государства те риски,
которые сейчас на нем лежат в связи с инвестированием пенсионных средств частными
институтами.
- Вернемся к досрочникам - работникам вредных производств. Насколько может быть
увеличен тариф для их работодателей? И какой это даст эффект?
Сейчас страхователи уплачивают за таких работников взносы по общеустановленному
тарифу. Люди досрочно выходят на пенсию, а выплаты им идут из солидарной системы
за счет пропорционального снижения пенсий всем остальным пенсионерам. А это,по
мнению наши социальных партнеров-профсоюзов, несправедливо.
Эксперты и министерства сходятся в том, что начинать нужно с повышения тарифа
для работодателей в 2013 году на 2-4% в зависимости от категории рабочего места
с поэтапным повышением. В 2014 году - на 4-6% , в 2015 году - на 6-9%. Эта мера
даст двойной эффект: позволит уменьшить дефицит бюджета ПФР и будет стимулом для
работодателей к сокращению и модернизации рабочих мест с вредными и опасными условиями
труда.
Есть более радикальные предложения: сразу увеличить тариф на 6% и 9% по этим
спискам, но тогда необходимо определить механизмы вывода досрочников в корпоративную
систему и создавать этот институт. Не исключено, что оба сценария могут быть синхронизированы.
Мы должны предоставить работодателям возможность выбора: либо они платят повышенный
тариф по страховым взносам, либо они создают корпоративную программу для своих
сотрудников, работающих на вредных и опасных рабочих местах. Не исключено, что
для работодателей, которые выведут своих досрочников в корпоративные программы,
будут предусмотрены и налоговые льготы.
- В контексте реформирования института досрочных пенсий возникает вопрос об учителях
и врачах, которые также имеют право на досрочный выход на пенсию за счет выслуги
лет.
- Льготные стажевые пенсии для врачей и учителей когда-то были компенсацией их
низкой заработной платы. Учитывая, что средний возраст работающих сегодня учителей
составляет 52 года, врачей - 46, нормальной практикой стало продолжать работать
после выхода на пенсию. А пенсионные выплаты фактически являются прибавкой к зарплате.
Сейчас правительство реализует меры по существенному повышению зарплаты учителям,
врачам и другим категориям льготников-бюджетников. Эти процессы - реформирование
института досрочных пенсий и повышение уровня заработной платы - должны быть синхронизированы.
Но при этом для всех досрочников: и с вредных производств, и для бюджетников,
будет действовать принцип - все пенсионные права, которые уже сформированы, останутся
за гражданами. Самое главное - никто никаких заработанных пенсионных прав отбирать
не собирается. Если у человека есть хотя бы один день специального стажа для специального
права на досрочную пенсию, он уже вошел в систему и приобретает права, их просто
"обнулять" никто не собирается. Такой задачи никто не ставит.
- Вы могли бы озвучить промежуточные итоги по сбору страховых взносов в 2012 году?
- Мы план пока перевыполняем. За 7 месяцев уже собрано 61,1% планового годового
объема, но страховые взносы по месяцам поступают неравномерно, то есть пока идем
с некоторым опережением графика. Собрано 1,7 триллиона рублей при годовом плане
2,7 триллиона рублей.
ria.ru