18.08.2011 Бизнес на стариках
Социальные услуги будут оказываться россиянам по-новому с 2013
года. К социальному обслуживанию допустят частные компании, а для
регионов установят единые правила игры.
Законопроект разрабатывает Минздравсоцразвития России. В ближайшее
время начнется его публичное обсуждение. Что изменится в сфере соцуслуг,
чего ждать потребителям и предпринимателям? На эти и другие вопросы
"РГ" отвечает директор департамента организации социальной защиты
населения Минздравсоцразвития России Ольга Самарина.
Российская газета: Ольга Викторовна, объясните, пожалуйста,
для чего нужен новый закон об основах социального обслуживания
населения? Старый уже не актуален?
Ольга Самарина: Действующий закон был принят в 1995 году.
Тогда за социальное обслуживание отвечали и Федерация, и регионы. С 1
января 2005 года полномочия по предоставлению социальных услуг были
переданы субъектам. И они оказались в ситуации: есть обязательства, но
непонятно, как их финансировать. Кроме того, в старый закон вносилось
множество изменений. Сейчас продолжать точечно корректировать его
нецелесообразно. Проще создать новый, и мы делаем это в соответствии с
поручением президента. В законопроекте мы хотим установить единые
правила по всей территории России. А уж в зависимости от возможностей
субъекта, от потребности населения региональные власти смогут принять
дополнительные нормативно-правовые акты и расширить перечень услуг и
требований к ним.
РГ: Судя по всему, будет расширена сфера применения платных услуг?
Самарина: С чем мы столкнулись сейчас: в действующем законе
минимальная планка дохода, при которой услуги бесплатны, - один
прожиточный минимум. Но сейчас у нас нет пенсионеров с доходом ниже
прожиточного минимума. Значит, как только они обращаются за соцуслугами,
формально с них должны плату попросить. Регионы устанавливают более
высокие планки доходов для получения бесплатных услуг, но они везде
разные. В новом законе будет прописан новый минимум. Предположительно
установим планку среднедушевого дохода не менее 1,5 прожиточного
минимума. Установим особый порядок расчета величины дохода для получения
бесплатных соцуслуг. В него не будут включаться разного рода социальные
пособия.
РГ: А сам подход к оказанию услуг изменится?
Самарина: Мы впервые пытаемся ввести в закон учет
индивидуальных потребностей человека. Методику их оценки установит
Федерация, а субъекты должны с учетом специфики проживания, ментальности
населения сделать нормативно-правовой акт, который учтет индивидуальные
потребности жителей. И довести информацию до людей: на какой набор
услуг они имеют право и почему именно на него, а не на какой-то другой.
РГ: Можете привести конкретный пример?
Самарина: Разным людям требуются разные услуги. Пенсионер
живет с родными в хороших бытовых условиях, здоров, способен себя
обслуживать, и даже если он решит переехать жить в пансионат для пожилых
людей - это одна история. Совсем другая, если человек болен, одинок,
живет в доме без коммунальных услуг. Согласитесь, эти люди нуждаются в
разном наборе социальных услуг. Кому что положено, и будет определяться
новыми правилами.
РГ: Изменится ли набор бесплатных услуг?
Самарина: Система соцобслуживания работает, она сложилась.
Услуги предоставляются в стационарных условиях, полустационарах и на
дому. Они бывают социально-бытовые, социально-медицинские,
социально-педагогические, социально-правовые. Мы дадим расшифровку,
какие виды услуг должны оказываться внутри этих блоков, исходя из
практики работы. А конкретный перечень будут формировать регионы.
РГ: Со стационаром и надомным обслуживанием все понятно, а что такое полустационар?
Самарина: Это центры с дневным пребыванием, куда люди приходят
восстановить здоровье, при необходимости получить социально-бытовые или
правовые услуги. Эти центры уже существуют. Их по стране примерно 4,5
тысячи - они есть почти в каждом городе, обслуживают около 20 миллионов
человек. Они неплохо оснащены, в том числе реабилитационным
оборудованием. У нас люди не лечатся, но могут получить оздоравливающие
профилактические процедуры, направленные на восстановление и укрепление
организма: грязевые ванны, массаж, лечебную гимнастику.
РГ: И это все бесплатно?
Самарина: Бесплатно для тех, кто оказался в трудной жизненной
ситуации и имеет невысокий доход. Чтобы попасть туда, нужно написать
заявление в органы соцзащиты, и они дадут направление.
РГ: Боюсь, не все знают об этих возможностях.
Самарина: Соцзащита работает по заявительному признаку. Если
человек в чем-то нуждается, он должен об этом сказать. Я категорически
против, чтобы социальная услуга стала навязанной. Другой вопрос,
население должно быть проинформировано. В новом законе мы выделяем
специальный блок по поводу обязанности и ответственности регионов
создавать информационное пространство через СМИ, информационные листки,
которые должны размещаться везде, где бывают люди: в магазинах, аптеках,
поликлиниках.
РГ: Уточните, что такое трудная жизненная ситуация?
Самарина: В законопроекте предполагается закрепить
исчерпывающий перечень. К попавшим в трудную жизненную ситуацию будут
относиться люди пожилого возраста - старше 60 лет, в первую очередь
одинокие (даже если есть родственники, но они живут в другом городе),
инвалиды, люди, подвергшиеся насилию в семье или имеющие иные семейные
проблемы, например, наркозависимых членов семьи, детей-инвалидов.
Беспризорные, безнадзорные люди. Освобожденные из мест лишения свободы.
Пострадавшие от разного рода конфликтов, катастроф, от действий третьих
лиц. В ходе общественного обсуждения список может измениться.
РГ: Какие услуги можно будет получить бесплатно?
Самарина: Для отдельных категорий все социальные услуги
оказываются бесплатно в независимости от уровня их дохода. Мы пытаемся в
законопроекте установить бесплатное предоставление стационарных
социальных услуг для всех. При этом сохранится плата за проживание, как и
в настоящее время, в размере фактических затрат, но не более 75
процентов от пенсии. Повторяю, сами социальные услуги будут
предоставляться бесплатно. Как и сейчас, все социальные услуги
несовершеннолетним и детям-инвалидам также будут предоставлять
бесплатно. Кроме того, с них не будет взиматься и плата за проживание в
условиях стационара. Бесплатно предоставляются услуги пострадавшим от
межэтнических конфликтов, катастроф и третьих лиц. По сути, платные
услуги у нас остаются только в нестационарных условиях, и то, когда они
выходят за рамки установленного в субъекте перечня бесплатно
предоставляемых социальных услуг.
РГ: Расценки на платные услуги регионы сами будут устанавливать?
Самарина: Мы подготовим общие для всех подходы для расчета тарифов.
РГ: Правда ли, что по новому закону соцуслуги будут оказывать не только госучреждения,
но и частные компании?
Самарина: Организация предоставления социальных услуг
предполагает установление государственного задания автономным, бюджетным
и казенным государственным учреждениям социального обслуживания.
Организационно-правовые формы этих учреждений регионы определяют сами.
То, что не вошло в государственное задание, но является ответственностью
региональной власти, будет предметом формирования государственного
заказа на предоставление социальных услуг. В его исполнении на
конкурсной основе могут участвовать организации всех
организационно-правовых форм, в том числе и частные предприниматели.
Победитель конкурса исполняет государственный заказ в соответствии с
техническим заданием. Выполнение государственного заказа контролирует
заказчик - государство в лице органов исполнительной власти региона.
Контроль качества услуг проводят и региональные органы Роспотребнадзора и
прокуратуры. Победитель будет бесплатно оказывать людям услуги, а
регион - их оплачивать.
РГ: Как будут отбираться претенденты на предоставление платных услуг?
Самарина: У нас нет ни лицензирования, ни сертификации. Любой
может прийти на этот рынок. Но если это услуги в стационаре, то здесь
есть соответствующие требования - санитарно-гигиенические, пожарной
безопасности и так далее. И если в стационаре будет плохо, люди за плату
туда не пойдут. Платные услуги на дому будет регулировать рынок.
РГ: Но как будет обеспечиваться безопасность людей? Мало ли кто может скрываться
под маской соцработника?
Самарина: Это вопрос не к соцзащите, а к правоохранительным
органам. Одно могу сказать точно - если соцработник пришел по заявлению
человека в социальные службы, можно не бояться. Компании, хоть малые,
хоть крупные, выигравшие конкурс, как я уже говорила, будут тщательно
контролироваться. Если же вы сами, по объявлению в СМИ или на заборе,
ищите себе сиделку или помощницу, тут уж сами несете ответственность за
человека, которого пускаете в дом.
Марина Грицюк
"Российская газета"
|