ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) снизило
долю в капитале банка "КИТ Финанс" с 45 до 27%. Допэмиссию банка на
2 млрд руб. в полном объеме выкупил подконтрольный монополии
негосударственный пенсионный фонд (НПФ) "Благосостояние", получив
долю 40% в капитале. Доля ОАО РЖД будет и дальше снижаться: возможности
напрямую финансировать непрофильные активы у монополии нет, поэтому дальнейшее
оздоровление банка будет осуществляться за счет аффилированных с РЖД структур.
Вчера банк "КИТ Финанс" зарегистрировал отчет об итогах допэмиссии на
2 млрд руб. По ее итогам доля РЖД снизилась с 45 до 27%, доля
"Трансфинкапитала" сократилась с 53,95 до 32,368%. Весь объем средств
в капитал банка внес НПФ "Благосостояние", доля которого увеличилась
с 0 до 40%. В пресс-службе НПФ "Благосостояние" (одним из его
учредителей является РЖД) сообщили, что пакет приобретен в рамках утвержденного
ЦБ и Агентством по страхованию вкладов (АСВ) плана финансового оздоровления
банка. "Банк полностью соблюдает целевые показатели, поставленные перед
ним акционерами,— сообщили в пресс-службе.— В связи с этим на сегодняшний день
фонд оценивает итоги работы банка как хорошие". По словам заместителя
гендиректора банка "КИТ Финанс" Константина Яковлева, уставный капитал
банка по итогам допэмиссии составил 5 млрд руб., а собственные средства
увеличились до 11 млрд руб. "По итогам допэмиссии банк перестанет
нарушать норматив достаточности (Н1), который на 1 июля составлял 8,6% при
минимально разрешенных 10%",— добавил он.
"КИТ Финанс" оказался на грани банкротства в сентябре 2008 года,
после того как не смог выполнить обязательства перед контрагентами на рынке
междилерского репо (по неофициальной информации, дефицит средств достигал
170 млрд руб.). 8 октября по 45% акций "КИТ Финанса" приобрел
консорциум инвесторов в составе ИГ АЛРОСА и ОАО РЖД. Еще 10% доставалось
"Национальному капиталу" — структуре, близкой к НПФ
"Благосостояние". Впоследствии АЛРОСА и "Национальный капитал"
вышли из состава акционеров банка, до допэмиссии крупнейшими акционерами
являлись ОАО РЖД (45%) и ООО "Трансфинкапитал" (53,95%). Санация
"КИТ Финанса" обошлась государству в 135 млрд руб.
Существующие акционеры не могли принять участие в допэмиссии по разным
причинам. "Изначально "Трансфинкапитал" наравне с РЖД приобрел
пакет акций банка за 53 руб.",— рассказал источник, близкий к
акционерам "КИТ Финанса". "А в связи с допэмиссией встал вопрос
о необходимости соответствия акционера, "Трансфинкапитала",
требованиям ЦБ, а именно: акционер должен оплачивать увеличение капитала,
прежде всего, за счет собственных средств, а они могли поступить только от НПФ
"Благосостояние"— акционера "Трансфинкапитала"",—
продолжает собеседник "Ъ". В пресс-службе РЖД сообщили, что участие в
допэмиссии не было предусмотрено планом санации "КИТ Финанса". У РЖД
другие ограничения, уточняют эксперты. "Монополия не докапитализирует
банк, потому что у нее как у госструктуры есть ограничения на инвестиции в
финансовый сектор,— говорит председатель правления Первого национального
пенсионного фонда Виталий Плотников.— А деньги, которые инвестирует НПФ,
негосударственные. НПФ всегда используют для контроля за непрофильными активами
— например, Газпромбанк контролируется НПФ "Газфонд"". Для того
чтобы "Благосостояние" смог приобрести акции "КИТ Финанса",
они были выведены на биржу. "Это необходимое условие приобретения акций за
счет пенсионных резервов — они должны котироваться на бирже",— поясняет
управляющий директор "Открытия" Роман Соколов.
Доля РЖД будет и дальше размываться, говорит первый заместитель гендиректора
АСВ Валерий Мирошников. "В плане финансового оздоровления предусмотрена
докапитализация "КИТ Финанса" на 4 млрд руб., следующая
допэмиссия состоится в 2011 году, и она также будет выкуплена НПФ
"Благосостояние",— продолжает он.— В итоге доля РЖД снизится до
19,29%, доля "Трансфинкапитала" — до 23,12%, а НПФ получит
контрольный пакет в размере 57,14%".