|
16.08.2010 «КИТ Финанс» прозвонит мошенников
Пенсионные фонды изобретают все новые способы борьбы с мошенничеством на финансовом
рынке. Вчера НПФ «КИТ Финанс» сообщил, что заключил договор с компанией «Комстар-ОТС»,
которая будет обзванивать клиентов фонда, проверяя, действительно ли они подписали
договор о переводе своих пенсионных накоплений.
Операторы «Комстар-ОТС» будут проверять, действительно ли клиенты фонда «КИТ
Финанс» подписали договор обязательного пенсионного страхования, и информировать
их о сроках уплаты взносов по программе софинансирования. «По договору с фондом
этим могут заниматься до 200 сотрудников, работающих в нашем call-центре, — сообщил
представитель «Комстара». — Перечень вопросов, которые будут задавать наши операторы,
определит заказчик».
Как полагают в фонде «КИТ Финанс», помощь телекомщиков позволит контролировать
работу каналов продаж. «Мы выявили единичные случаи фальсификации документов со
стороны недобросовестных агентов, — рассказал РБК daily глава пенсионного бизнеса
«КИТ Финанс» Олег Бялошицкий. — Чтобы усилить контроль за их работой и в будущем
предупреждать подобные случаи, мы обратились к помощи внешнего call-центра». Он
также сказал, что часто клиенты просто забывают, что заключили договор с фондом,
и звонок им будет нелишним.
Проблема, с которой столкнулся «КИТ Финанс» (70% продаж его пенсионных продуктов
происходит через агентскую сеть), характерна для большинства крупных фондов. Чем
больше средств «молчунов» удается привлечь из ПФР фондам, тем большее число договоров
оказывается фальшивыми: либо агенты-мошенники просто перепродают их в несколько
фондов сразу, либо подпись клиента подделывается.
В 2009 году свыше 2,5 млн человек решили перевести свои накопления из ПФР в НПФ
либо сменить фонд. По экспертным оценкам, около 200—300 тыс. из этих договоров
могли быть фальсифицированными. Некоторые граждане столкнулись с тем, что их будущие
пенсии мошенники просто вывели из Государственной управляющей компании — ВЭБа
— в частные УК и НПФ (см. РБК daily от 07.07.10).
Участники рынка сомневаются, что сотрудничество «КИТ Финанс» с телекоммуникационной
компанией окажется эффективным. «Не факт, что сотрудники внешнего call-центра
смогут профессионально поговорить с клиентом, — говорит руководитель одного из
крупных НПФ. — К тому же всегда есть риск, что компания будет предлагать им другие
услуги или наша база данных попадет в руки мошенников. Я уже не говорю, что такие
вещи некорректны по отношению к клиентам».
Проще и дешевле было бы создать единую базу данных. В 2009 году несколько НПФ
подписали соглашение об обмене данными клиентов, чтобы исключить двойные продажи
агентов (см. РБК daily от 16.11.09), но практика не прижилась: регулятор посчитал,
что она противоречит закону о защите персональных данных. Поэтому сейчас большинство
фондов предпочитают контролировать каналы продаж, самостоятельно обзванивая клиентов
и обмениваясь информацией о нечистых на руку агентах.
«Мы все время проверяем работу своих посредников, — говорит исполнительный директор
НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева. — Это хороший способ выхолащивания мошенников
с рынка». В ответ, по ее словам, мошенники совершенствуют методы работы. Например,
недобросовестные брокеры вносят в клиентские договоры номера мобильных телефонов,
которые контролируются теми же мошенниками.
АЛЬБЕРТ КОШКАРОВ
rbcdaily.ru
|