|
03.07.2015 Тратить команды не было
Участники вчерашнего правительственного совещания по социальным расходам федерального
бюджета на 2016-2018 годы не смогли убедить премьер-министра Дмитрия Медведева
принять окончательное решение об уровне индексации пенсий. Как заявили в пресс-службе
Минтруда, обсуждение этого вопроса продолжится на следующей неделе. Однако общая
тенденция сокращения социальных расходов видна уже и на региональном уровне, констатируют
аналитики РАНХиГС.
Вчера премьер Дмитрий Медведев провел совещание по расходам федерального бюджета
на 2016-2018 годы в сфере охраны здоровья, социального обслуживания, культуры,
образования и науки — первое из серии бюджетных совещаний, которые необходимо
провести правительству после утверждения базового варианта проектировок Минфина
на прошлой неделе. Как заявили по его итогам в пресс-службе Минтруда, обсуждение
вопросов, связанных с формированием бюджета по этим направлениям, будет продолжаться
и дальше (по данным "Ъ", следующее совещание может быть назначено на понедельник).
Ожидаемо не было принято решение и по наиболее спорному вопросу бюджетного процесса
— индексации пенсий и социальных выплат в 2016-2018 годах (варианты предусматривают
повышение по фактической или по прогнозной инфляции). После встречи чиновников
глава Минфина Антон Силуанов снова напомнил, что индексация на 5,5% была изначально
заложена в бюджете на 2015-2017 годы и Минфин, таким образом, просто "берет за
базу решения, которые уже были приняты".
Тем временем, как следует из подготовленного Институтом социального анализа и
прогнозирования РАНХиГС бюллетеня "Экономический кризис — социальное измерение",
социальные расходы региональных бюджетов уже демонстрируют негативные тенденции.
Хотя в целом по регионам они пока незначительно растут (на образование — на 1?%,
на здравоохранение — на 5?% или на 6,7?%, учитывая бюджеты территориальных фондов
ОМС, на социальную политику — на 6?%), число регионов, начавших программы сокращения
соцрасходов, вдвое превышает показатели 2014 года. За первый квартал 2015 года
расходы на образование сократили 26 регионов (в 2014 году — только 9), на здравоохранение
— 21 регион (в 2014 году? — 8), на социальную политику — 16 регионов (в 2014 году
?-- 3).
При этом, как указывают авторы доклада, соцрасходы бюджетов регионов относительно
равномерно распределены по году — и динамика за первый квартал вполне показательна.
Там же, где сокращений не было, главным аргументом в пользу этого стали политические,
а не экономические мотивы — в части из этих субъектов РФ в сентябре пройдут выборы
губернаторов, и поэтому расходы на соцзащиту пока остаются в приоритете. Политически
чувствительные расходы на соцзащиту (выплаты пособий населению, в том ?числе "лужковских"
надбавок к пенсии) росли и Москве, но, хотя доходы бюджета города сократились
минимально, достаточно жестко были сокращены расходы на образование и здравоохранение.
Лидером в региональном рейтинге по сокращению не только социальных, но и других
видов расходов в первом квартале 2015 года оказалась Чечня — субъекту был сокращен
трансферт из федерального бюджета. На втором месте оказалась Тюменская область,
притом что ее бюджет в отличие от Чечни наращивает профицит. Также сокращали все
виды социальных расходов Республика Карелия и Архангельская и Саратовская области
— из-за снижения доходов бюджета или большого долга. Оптимизацию, как и в Москве,
проводили Костромская область и Пермский край, а Ростовская область и Забайкальский
край сократили расходы на образование и соцполитику.
Процесс оптимизации соцрасходов в регионах стал массовым, несмотря даже на некоторое
улучшение ситуации с доходами бюджетов субъектов РФ, констатируют авторы доклада.
Суммарный профицит регионов составил 12?% — впрочем, это типично для первого квартала,
так как основные расходы бюджетов приходятся на конец года. При возможном ухудшении
динамики доходов в перспективе сокращение соцрасходов ускорится и охватит еще
большее число регионов. Кроме того, накопившиеся бюджетные проблемы уже привели
к ухудшению доступности и качества соцуслуг из-за сжатия сети учреждений и дефицита
финансирования. Платная медицина и соцуслуги при этом не станут альтернативой
— реальные зарплаты населения также сократились за первый квартал на 10,2?%.
Анастасия Мануйлова
kommersant.ru
|