28.07.2015 Консервация элит
Минтруд разработал законопроект, который повышает пенсионный возраст для госслужащих
до 65 лет. Одновременно с этим предлагается повысить предельный срок пребывания
на государственной службе – тоже до 65 лет с сегодняшних 60. Однако если для простых
россиян повышение пенсионного возраста – действительно мера непопулярная, то для
чиновников и депутатов как раз наоборот. Как считают эксперты, в законопроекте
Минтруда куда больше политического смысла, чем экономического. Создается впечатление,
что не столько решение бюджетных проблем ставится властями во главу угла, сколько
консервация политических элит.
Минтруд подготовил законопроект о повышении пенсионного возраста для представителей
власти. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых
актов regulation.gov.ru.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, авторы инициативы начинают,
казалось бы, с малого – они отодвигают до 65 лет тот возраст, при достижении которого
госслужащие от муниципального до федерального уровня, а также депутаты и сенаторы
могут обращаться за назначением пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии).
По действующему законодательству госслужащие могут объявить о своем желании получать
доплату в любое время после наступления пенсионного возраста.
Также разработчики предлагают увеличить минимальный стаж государственной службы,
дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, с 15 лет до 20 лет. «Соответственно
максимальный размер пенсии за выслугу лет будет устанавливаться при стаже государственной
службы не менее 30 лет (в настоящее время 25 лет)», – говорится в пояснительной
записке.
А для депутатов и сенаторов прописывается, что право на доплату к пенсии они
должны получить как минимум после трех лет, а не после года исполнения полномочий.
Увеличение стажа влечет за собой повышение пенсионного возраста. Причем обоснование
для этого в Минтруде находят вполне логичное: одновременно получать и пенсию,
и зарплату было бы неправильно, потому что пенсия – компенсация утраченного заработка.
Если же компенсировать нечего, тогда нужно отодвинуть сам пенсионный возраст.
Поэтому проект Минтруда предусматривает назначение страховой пенсии по старости
для госслужащих по достижении 65 лет.
Но, начав с малого, авторы законодательной инициативы пришли к более глобальным
изменениям. Как говорится в пояснительной записке, по действующему законодательству
«предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 60 лет
(продление указанного возраста допускается только в отдельных случаях по решению
представителя нанимателя или президента Российской Федерации)».
Поэтому одновременно с увеличением пенсионного возраста до 65 лет Минтруд предлагает
также увеличить предельный возраст пребывания на государственной службе с сегодняшних
60 лет до 65.
Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2016 года. Как пояснили вчера
в пресс-службе Минтруда, экономия средств федерального бюджета на выплату пенсионного
обеспечения в 2016 году составит 91,3 млн руб.
Идея начать реализацию непопулярных мер именно с себя у российских депутатов
и чиновников созрела весной этого года. Так, в апреле единоросс, вице-спикер Госдумы
по социальной политике Андрей Исаев заявил, что если уж обсуждать повышение пенсионного
возраста в России, то применительно к государственным и муниципальным служащим,
а не ко всем россиянам, как это делает Минфин По его мнению, чиновникам можно
отсрочить получение пенсии до 65 лет.
Затем единороссы уточнили, что в списке, условно говоря, пострадавших должны
быть не только федеральные и региональные чиновники, но и депутаты, а также сенаторы.
В конце апреля премьер Дмитрий Медведев поддержал эту идею (см. «НГ» от 22.04.15).
Представители и других партий тогда сразу же заявили о своей готовности потерпеть
лишения ради народа. «Всегда готовы», – говорил глава высшего совета ЛДПР Игорь
Лебедев. «Мы на пенсию не спешим», – соглашался первый замглавы фракции «Справедливая
Россия» Михаил Емельянов. «Себе повышение пенсионного возраста, думаю, депутаты
нашей фракции поддержат, а гражданам – будем категорически возражать», – говорил
секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
Эксперты тогда предупреждали: россиянам не стоит рассчитывать, что правительство
ограничится только чиновниками и депутатами.
Но теперь, судя по законопроекту, главная новация даже не в том, что правительство
начнет с госслужащих тотальное повышение пенсионного возраста, а в том, что российская
власть, судя по всему, подготавливает себе почву для несменяемости, продлевая
предельный возраст госслужбы.
«Во-первых, это, конечно, консервация элит. Это способ оставаться подольше на
очень сладкой работе, – комментирует инициативу директор Института проблем глобализации
Михаил Делягин. – Во-вторых, это не очень уместный пиар. Перед нами попытка продемонстрировать
всем остальным гражданам, что повышение пенсионного возраста – это вовсе не страшно».
«Однако положение чиновников настолько сильно отличается от положения большинства
россиян, что такая попытка увлечь за собой личным примером оборачивается издевательством»,
– считает Делягин.
Как вчера пояснили «НГ» в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР), если говорить
о федеральных госслужащих, то им, как и прочим гражданам, назначается страховая
пенсия, а также доплата к ней (так называемая пенсия за выслугу лет).
Доплата зависит от стажа на госслужбе и заработка, но размер этой доплаты законодательно
ограничен верхней планкой. «И сейчас у 78% пенсионеров-госслужащих размер их собственной
страховой пенсии выше, чем эта планка, поэтому они получают только свою страховую
пенсию, без доплаты, – уточняет ПФР. – В целом же средний размер доплаты за выслугу
лет федеральным гражданским госслужащим сейчас 1659 руб.».
Тот же принцип с пенсиями депутатам и сенаторам: «Устанавливается их собственная
страховая пенсия, а к ней – доплата», – говорят в ПФР.
В то же время первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин
замечает, что для многих депутатов и чиновников не столь принципиально, отсрочат
им выход на пенсию на пять лет или нет.
Макаркин уточнил, что вопрос о продлении полномочий серьезно встает, «когда подходит
предельный возраст судьи Конституционного суда или генпрокурора», когда речь идет
об отдельных должностях, а не о всех госслужащих. Политолог напомнил, что и тот
предельный возраст, который установлен законодательством сейчас, – тоже не догма:
«В некоторых случаях сроки могут продлеваться, и это уже происходит».
Так что, по его словам, планка в 65 лет – это констатация уже свершившегося факта.
Потому что, как замечает политолог, сейчас все чаще встает вопрос о продлении
полномочий в возрасте, даже превышающем 65 лет.
Анастасия Башкатова
ng.ru
|