|
04.07.2014 Социальную сферу надуют всем миром
Общие дискуссии о бюджетной конструкции правительство отложило на конец лета
2014 года (см. стр. 2), но одобрение им основных направлений бюджетной политики
означает общий курс на рост нагрузки на бизнес по социальным платежам к 2017 году.
С 2015 года платежи в фонд медицинского страхования предлагается брать уже с полного
размера зарплат. В июле Белый дом может пересмотреть льготы по уплате пенсионных
платежей, а в целом три составляющие бывшего единого социального налога будут
регулироваться отдельно и расти каждый по своей схеме.
Вчера правительство одобрило проект "Основных направлений бюджетной политики"
(ОНБП) Минфина. Хотя, как и предполагал "Ъ", неровная конъюнктура и особенности
бюджетного процесса этого года заставили Белый дом не определяться с ключевыми
решениями по бюджетной конструкции до осени, представители социального блока в
правительстве вчера выглядели полностью удовлетворенными разработками Антона Силуанова.
Вопросы социальной политики в бюджете на 2015-2017 годы решаются однозначно: Белый
дом не спорит с тем, что в среднесрочной перспективе эффективная ставка платежей
в соцфонды будет расти для всего бизнеса.
Правительство не откажется до 2017 года от лозунга неповышения ставки бывшего
ЕСН, но уже практически уйдет от его "единого" исчисления, и логика формирования
всех трех видов платежей уже различна. В 2015 году вырастет эффективная ставка
платежа для работодателей по второму по размеру платежу — в фонд ОМС. Минфин без
видимого сопротивления в правительстве включил в документ предложение с начала
2016 года отказаться от порога обложения зарплат сбором в ФОМС. До 2015 года сборы
в систему здравоохранения в размере 5,1% берутся только с базовых доходов (до
624 тыс. руб. в год в 2014 году), с 2016 года предлагается делать это в том же
объеме с любой зарплаты, превышающей эту сумму.
Фактически Минфин не скрывает, что предложение означает отказ от страхового принципа
в госсекторе здравоохранения (он ссылается на то, что объем госуслуг в нем не
зависит от ставки платежа) и вызвано проблемами региональных бюджетов, связанных
с "майскими указами" президента Владимира Путина.
В пресс-службе Минздрава комментировать этот вопрос отказались. По мнению же
Минфина, если не облагать неограниченно все суммы зарплаты сбором в ФОМС, это
приведет к снижению качества оказываемой медпомощи в РФ в рамках базовой программы
федеральных гарантий в системе медицинского страхования. Иными словами, рост спроса
на медуслуги населения растет сейчас так быстро, что с порогом платежа в ОМС денег
на всех не хватает — ведь статистика Минздрава не показывает резкого роста заболеваемости
населения. Еще одной составляющей отказа от страхового принципа и фактической
поддержки Минфином идеи неограниченной ответственности государства по здравоохранению
является, очевидно, также быстрый рост издержек в отрасли здравоохранения.
Исключить страховой принцип из пенсионной системы РФ сейчас невозможно, к тому
же там рост порога обложения сбором (с 160% до 230% начисленной зарплаты; облагается
по ставке 10% свыше базы, облагаемой по ставке 22%) уже запланирован с 2015 года.
Впрочем, по сведениям "Ъ", в Белом доме уже началась активная переписка ведомств
— по крайней мере по анализу системы льгот по соцплатежам в Пенсионный фонд России
(ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). Правда, как заявил вчера глава Минтруда
Максим Топилин, хотя действующие льготы по страховым платежам для малого бизнеса,
IT-компаний и ряда других должны быть сохранены на весь заявленный срок их действия,
так как бизнес выстраивал свои стратегии исходя из этих параметров, в перспективе
от них необходимо отказаться и перейти на поддержку отдельных отраслей за счет
субсидий. Впрочем, возможно такие изменения будут инициированы правительством
и раньше — как стало известно "Ъ", в июне, после правительственного поручения
проанализировать возможность изменения порядка компенсации выпадающих доходов
внебюджетных фондов, с такими предложениями выступил Минфин. Как следует из межведомственной
переписки, имеющейся в распоряжении "Ъ", Минфин предположил, что снижение фискальной
нагрузки на работодателей не должно регулироваться через систему социального страхования,
а отдельные приоритетные сектора экономики могут получать целевые субсидии из
федерального бюджета. Минздрав, Минтруд и ПФР выразили готовность обсудить такую
инициативу ведомства. Напомним, для большинства "льготников" — от НКО до IT-бизнеса
— в 2014 году была продлена ставка тарифов 2013 года, к 2018 году она постепенно
(по 2% в год) должна вырасти до 30%.
Частичной и своеобразной компенсацией гражданам (но не бизнесу) реформ, видимо,
должен стать консенсус в правительстве по незамораживанию системы накопительной
пенсии в 2015 году — из документа Минфина следует, что мораторий на перечисление
средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) ограничится только 2014 годом,
а в 2015-м переаттестацию пройдут уже все НПФ и вновь будут управлять накоплениями
граждан. Впрочем, исходя из нынешней доходности в фондах (см. "Ъ" от 1 июля) можно
предположить, что Белый дом осознал: принимаемые ПФР взамен накоплений обязательства
по страховой пенсии обойдутся дороже, чем возможный отказ от моратория на 2016
год. По данным "Ъ", совещание у премьер-министра по вопросу акционирования НПФ,
на котором и выяснится, готовы ли фонды возобновить работу, пройдет сегодня.
Третий социальный фонд, ФСС, компенсирует выпадающие от льгот доходы за счет
своих резервов и сохранит конструкцию ставок. Там реформы — установление дифференцированных
ставок платежей в зависимости от класса опасности рабочего места — обговорены
еще в 2013 году. Впрочем, с большой вероятностью рост интереса населения к здравоохранению
и в целом к социальным платежам к 2016-2017 годам превратится и в рост обращений
в ФСС. К тому времени "внутренние резервы" фондов, от которых Минфин к тому же
требует десятипроцентного сокращения административного штата в 2015 году, будут
уже исчерпаны.
Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова
kommersant.ru
|